АЛТАН ХАРААСГАЙХАН 2023

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
МБДОУ детский сад «Хараасгай»
Название программы
Направленность
программы
Ф.И.О. педагога,
реализующего
дополнительную
общеобразовательную
программу
Год разработки
Где, когда и кем
утверждена
дополнительная
общеобразовательная
программа
Цель
Задачи

Ожидаемые
результаты освоения
программы

«Алтан хараасгайхан»
Социально-педагогическая
Бадмажапова Баярма Бальжинимаевна

2023
Утверждена
заведующим
МБДОУ
детский
сад
«Хараасгай», принята педагогическом советом №2 от
28.08.2023г.,
Формирование у детей дошкольного возраста
коммуникативной компетентности и развитие устойчивого
интереса к дальнейшему изучению родного языка.
Обучающие:
- сформировать элементарные умения и навыки общения на
бурятском языке;
- выработать у воспитанников навыки правильного
произношения бурятского звуков и правильного
интонирования высказывания;
- формировать элементарные знания в области грамматики,
фонетики, лексики бурятского языка.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать речевые, интеллектуальные и познавательные
способности детей, которые необходимы для изучения
бурятского языка (фонематический слух, способность к
догадке, память, внимание, воображение, мышление);
- ознакомить с культурой, традициями и обычаями
бурятского народа;
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению
языка;
- воспитывать уважение к образу жизни людей Бурятии;
- воспитывать чувство толерантности.
• Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на
бурятском языке;
• Приветствовать, прощаться, представлять себя,
благодарить на бурятском языке;
• Односложно отвечать на вопросы;

• Считать до 10;
• Рассказывать рифмовки на бурятском языке, строить
краткие диалоги, петь песенки с использованием
изученных движений.
1 год с 01.09 2023г.-31.05.2024г

Срок реализации
программы
Количество часов в
1 час / 36 часов
неделю/год
Возраст обучающихся 4-5 лет, 5-6 лет,(6-7 лет)
Формы занятий
групповая.
творческая,
изобразительная
(рисование,
лепка,
аппликация);
игровая;
Методические
Программа обучения дошкольников бурятскому языку
обеспечение
1. Могоева Д.Д. Амар сайн, ухибууд!, У-У, изд-во
«Бэлиг»,2002 г.
2. Могоева Д.Д, Программа развития речи для детей
дошкольного возраста. – У-У,Бур.кн.изд-во,1985 г.
3. Дашиева С.А.,Гунжитова Г-Х.Ц., Богомолова О.И.
Мэндэ-э! У-У,изд-во БГУ,2007 г.
4. Детство: программа развития и воспитания детей в
детском саду.Под ред. Бабаевой Т.И., СПб, Детствопресс,2002 г.
5. Улзытуева А.И. Методика обучения речевому общению
детей старшего дошкольного возраста в условиях
двуязычия (бурятско-русского и русскобурятского).Чита, Заб.Г.Г.П.У., 2007 г.
6. Улзытуева А.И. Программа обучения речевому
общению детей старшего дошкольного возраста в
условиях двуязычия (бурятско-русского и русскобурятского).-Чита, Заб.Г.Г.П.У., 2007 г.
Материальнотехническое
обеспечение

Оборудование:
 комплект столов и стульев для дошкольников;
 мольберт;
 стол для педагога;
 микрофон с бурятскими песнями;
 обучающий интерактивный плакат «Буряад алфавит»
 ноутбук;
 Игровой набор «Лучник» (мини)
 мяч;
 объемные мягкие игрушки;
 цветные карандаши.
Экранно-звуковые пособия:
• CD-диски (мультфильмы на бурятском языке);
• мультимедийные презентации.

Пояснительная записка
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления
об
окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие
взаимодействия и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также
самостоятельно применять полученные знания в доступной практической
деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, это
мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают
ему познавать окружающую действительность.
Приобщение ребенка к
человеческим ценностям обусловливает необходимость постижения им норм и
ценностей национальной и региональной культур.
Понятие «культура» отражает
универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого
себя. Обращаясь к различным культурам, мы открываем для себя иные миры, в
которых жили люди, и системы ценностей.
Каждая культура есть способ
творческой самореализации человека.
Во все времена и у всех народов основной
целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых
народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям
житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного
предшествующими поколениями.
В чем же заключается сила народной
педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром,
гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны
взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель
«облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств
мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании
собственной личностной культуры.
Социальную основу проблемы усвоения
детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка
вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и
регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок,
по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему
предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное
наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Изучение культуры бурятского народа на начальном этапе становления
личности – актуальная задача современного образования. Народная культура
является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации. Особое
значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом,
постижение культуры народа через язык.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его
природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной
краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в
образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о
родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим
материалом
детей
и
взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает
формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае,
помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает
к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в
тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из
условий развития ценностного отношения к родному краю. Предметнопространственная
среда
является
одним
из
основных
требований
ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является
одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к
переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с
этим педагогический процесс обучения бурятскому языку как второму должен
соответствовать требованиям ФГОС.
Современные методы обучения бурятскому языку как второму в рамках
новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
- создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать
реальным достижение ими успехов в обучении;
- активизировать деятельность детей;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе.
Включение игровых технологий в процесс изучения бурятского языка
способствует формированию устойчивого интереса у дошкольников.

Актуальность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок
почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира,
полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной
неповторимости, и значимости человека, живущего на земле.
Для того, чтобы
культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие
личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее
ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания
культуры, что предполагает глубокое знание традиций
и обычаев, активную
педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций

возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и
образования. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего
дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии
мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении
мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают
основание предположить следующее: дошкольный период является наиболее
оптимальным
для
начала
целенаправленного
воспитания
средствами
этнографической культуры.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память
поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место
человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству,
приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится
важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению
национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре,
музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу,
родному языку — вот ведущая педагогическая идея.
Программа адаптированная, разработана для детей дошкольного возраста.
Программа предполагает решение следующих задач: заложить основы
нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения,
практические навыки и умения. Автором программы является Д.Д.Могоева.
У
каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в
поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей
музыки, о своих праздниках и обычаях. Наши дети живут в то время, когда рушатся
традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что воспоминания, язык,
народные игры и песни сохранятся для будущих потомков. Социолингвистической
особенностью бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия, сложившегося на
территории Республики Бурятия, является массовость, распространенность и
необходимость использования двух языков.
Опираясь на знания о
психологических и лингвистических особенностях речевой деятельности в условиях
двуязычия, нужно формировать умение у детей дошкольного возраста активно
использовать два языка.
Данная программа содержит годовой тематический план
работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов,
обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.
Формы и режим занятий. Путь изучения языка через культуру предполагает
знакомство ребенка с культурой бурятского народа. Мы можем применить его,
естественно, в той форме, которая может быть интересна дошкольникам. Объектами
нашего внимания будут игры и каждодневная жизнь детей, жизнь в семье,
праздники, сказки, традиции и обычаи, необычные элементы быта
Раннее обучение бурятскому языку развивает ребенка всесторонне. У него
улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи
обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок,
стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со
сверстниками.
Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и
направлена на формирование положительной познавательной мотивации.
Ведущей формой организации образовательного процесса являются
групповые занятия.
Формы проведения занятий самые разнообразные: игра, путешествие,
спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, заочная экскурсия
и т.п.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут, в
зависимости от возраста.
Вид образовательной деятельности. Учебный материал подается в игровой
форме, неутомительной для ребенка. Различные творческие задания будут
способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный
материал на занятии. Обучение проводится с опорой на русский язык, но
постепенно переходит на бурятский. Программа направлена на быстрое и
качественное овладение разговорным бурятским языком (усвоение алфавита,
правильно называть цвета, считать до 10, рассказывать о себе и своей семье и так
далее). Ребенку придется прослушивать сказки, дорисовывать предметы и
придумывать рифмовки, раскрашивать, соединять точки, находить спрятавшихся
зверюшек, делать аппликации и многое другое. На каждом занятии дети разучивают
стишки, пословицы, песни либо рифмовки которые построены на словах и фразах,
уже усвоенных ребенком. Таким образом, данная программа основывается на
«коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей
развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения
осваивается и грамматика. Сначала ребенок запоминает слова и выражения, а потом
начинает понимать различие между языковыми формами: единственным и
множественным числом, прошедшим и настоящим временем. Дети сразу учатся
говорить правильно.
Методы и приемы:
•
Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
•
Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
•
Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные
игры, творческие игры).
•
Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
•
Инсценировка коротких ситуаций.
•
Воспроизведение ситуативных диалогов.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:

приветствие, организационный момент;
 фонетическая разминка.
Основная часть:
 лексический материал по теме занятия;
 речевой материал по теме;
 грамматический материал;
 чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;
 игры на закрепление материала;
 физкультминутки.
Заключительная часть:
 закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций;
 ориентировка на следующее занятие.
Диагностический инструментарий
С целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности
обучения применяются такие формы, как:
 фронтальные и индивидуальные вопросы;
 занятия повторения;
 проведение праздников;
 проведение интеллектуальных и дидактических игр;
 проведение открытых занятий для родителей;
 проведения конкурсов чтецов.
Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников проходит в форме
открытых занятий.
На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:
Диалогическая речь
• Высокий уровень: задает более 2-х вопросов, вопросы правильно
сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие
предложения.
• Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные,
ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но
содержащие лексические и грамматические ошибки).
• Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие
смысл и с ошибками).
Монологическая речь.
• Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по
различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
• Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и
грамматические ошибки), 2-3 фразы.
• Низкий уровень: не дает ответа.
Аудирование
• Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного.


• Средний уровень: с помощью педагога передает содержание сказанного (не
нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки
ответы).
• Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь.
Лексические навыки
• Высокий уровень: лексический запас соответствует программным
требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не
испытывая при этом затруднений.
• Средний уровень: лексический запас не соответствует программным
требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме,
испытывает при этом затруднения.
• Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным
требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме,
испытывает при этом серьезные затруднения.

Ожидаемые результаты:
Ребенок должен знать и уметь:
1. Буряад угсаатнай уг изагуур
- Иметь представление о легендах;
- Знать о родословной.
2. Бурятия. Буряад орон
- Иметь представление о столице родной Бурятии
3. Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд
- Уметь использовать в игре бурятские народные игры.
4. Обстановка жизни бурят. Буряад арадай байдал
- Иметь представление о кочевом образе жизни бурят;
- Проявлять интерес к старинному быту бурятского народа.
5. Основная отрасль бурят. Буряад арадай гол ажал.
- Знать о пользе пяти драгоценностей бурятского народа
6. Искусство. Урлал.
- Проявлять интерес к народно-прикладному творчеству бурятского народа.
7. Золотые наставления народа. Арадай алтан hургаалнууд
- Иметь представление о традициях и обычаях бурятского народа;

- Уметь выполнять и использовать традиции и обычаи бурятского народа;
- Иметь представление об обычаях гостеприимства и уметь их использовать в
жизни;
- Знать и уметь выполнять нормы и правила бурятского национального
этикета;
8. Знакомство с окружающим миром. Оршон байдалтай танилсалга.
- Иметь представление о бережном отношении к природе;

Критерии оценки ожидаемых результатов
 Отношение к старшим (уважительное и почтительное отношение к
родителям, вежливость и послушание, оказание посильной помощи
взрослым);
 Доброта (заботливое отношение к малышам, любовь к животным,
проявление сострадания и милосердия к окружающим);
 Отношение к природе (любовь и бережное отношение к природе, забота о
чистоте окружающей среды);
 Соблюдение правил этикета (гостеприимство, приветливость, вежливость,
умение вести себя дома, в гостях, за столом).

Изучение воспитанности по этим критериям взяты на разных уровнях
- На когнитивном – уровень развития этноэтических знаний и представлений;
- На эмоционально-волевом – уровень развития нравственных чувств и отношений
(к окружающим, к самому себе);
- На поведенческом – уровень культуры поведения.
По каждому из этих признаков выделены характеристики уровней: высокий,
средний, низкий.
Уровни этических знаний и представлений:
А (высокий). Достаточно полное представление норм и правил поведения.
Ребенок дает адекватную оценку в ситуации морального выбора, находит
объяснения своего поведения. Знания детей на уровне понятий и суждений. Высокая
степень самостоятельности суждений, опора на собственный опыт нравственного
поведения. Ребенок дифференцирует понятия.
Б (средний). Знания детей разрозненные, фрагментарные и неполные.
Моральные представления ребенка не всегда точны и содержательны.
Малоосознанное усвоение нравственных требований, формальное усвоение
этических знаний.

В (низкий). Отсутствие знаний и суждений о нормах и правилах поведения.
Ребенок отказывается отвечать или дает неадекватную оценку.
Уровень развития чувств и отношений:
А (высокий). Проявляет заботливое и уважительное отношение к старшим,
знакомым и незнакомым людям. По отношению к сверстникам проявляет
сочувствие, взаимопомощь, сопереживание. Готов прийти на помощь другу в
трудной ситуации. Критическая оценка собственного поведения в моральных
ситуациях. Высокий уровень самоконтроля. Адекватная эмоциональная реакция на
состояние другого человека.
Б (средний). Поведение ребенка характеризуется непостоянством в
проявлении доброго и уважительного отношения к окружающим, отсутствием
инициативы. Преобладание в мотивационной структуре добрых и нравственных
побуждений, требующих систематического подкрепления. Немного завышенная
самооценка.
В (низкий). Проявляет неуважительное, непочтительное отношение к
старшим: грубость, черствость по отношению к близким, воспитателям, другим
людям. По отношению к сверстникам проявляет эгоизм, негативное отношение.
Неадекватная самооценка, эмоциональная реакция на состояние другого человека,
отсутствие самоконтроля.
Уровень культуры поведения:
А (высокий). Ребенок поступает правильно в моральных ситуациях. Знает и
выполняет нормы поведения в детском саду, дома. Приветлив, общителен, вежлив,
способен поступать высоконравственно поступать в обычной и трудной ситуации.
Устойчивая способность к самостоятельному нравственному должному поведению.
Сознательное отношение к поступкам.
Б (средний). Наблюдается несовпадение уровней вербального и реального
поведения. Наметившиеся, но не укоренившиеся неблаговидные поступки.
Неосознанное выполнение требований взрослых.
В (низкий). Наблюдается грубые нарушения норм поведения, несоблюдение
требований воспитателя. Игнорирование строгих мер педагогического воздействия.
Выявление у дошкольников этноэтических знаний и представлений о народных
нормах и правилах поведения, знаний народного фольклора, праздников,
традиционных игр бурят.
А). Выявление знаний о народных праздниках, традициях празднования.
Детям предлагаются следующие вопросы:
- Какие праздники ты знаешь?
- Какие бурятские праздники знаешь? Назови какие?
- Какой твой любимый праздник? Почему?
- Как встречают праздник Сагаалган (Новый год) в вашей семье, детском саду?

- Как встречают гостя в дни Сагаалгана?
- Когда и как празднуют Сурхарбан (летний праздник)?
Б). Выявление знаний детьми бурятского фольклора: сказок, пословиц и поговорок,
загадок, игр. Детям предлагаются следующие вопросы:
- Какие сказки ты знаешь?
- Кто из героев бурятских сказок тебе нравится и почему?
- Какие пословицы и поговорки знаешь? Скороговорки?
- Знаешь ли ты бурятские песни?
- Какие бурятские народные игры ты знаешь? Нравятся ли они тебе?
В). Выявление знаний детьми представлений о понятии добра и зла.
- Добрый человек, по-твоему, какой он?
- Какие добрые дела ты делаешь для своих близких, родных, друзей?
- Как нужно относиться к старшим, старым людям?
Г). Реакция ребенка на ситуацию несправедливости методом незаконченного
предложения. Ответы детей можно разделить на три группы:
- Агрессивного характера (дам сдачи, буду драться, я их стукну);
- Равнодушно-пассивного характера (скажу, не бейте меня, убегу, пожалуюсь
взрослым, перестану ходить в детский сад, отойду, и буду смотреть, не знаю);
- Доброжелательного характера (помогу, защищу, если обидят меня, буду сам
защищаться). Д). Вопросы на определение уровня развития моральных чувств и
отношений.
- Любишь ли ты своих родителей?
- За что?
- Как относятся к тебе родители?

Учебно – тематический план. (hуралсалай тематическа тусэб)
№

Тема

час

Содержание темы
Буряад уг изагуур.

I.

Знакомство.

1.1 Танилсалга. Приветствие. Мэндэшэлгэ.

1.2

Буряад

арадай

түүхэ.

4

История

бурятского народа
1.3. Легенда о Барга баторе. Барга баатарай
туухэ.
1.4. Мой род – моя гордость. Минии уг –
минии омогорхол.
2.

Бурятия. Буряад

2.1.

Столица

Бурятии

–

орон.

Буряадай хото – Улаан – Удэ.

Улан

–Удэ.

5

2.2. Моя семья – Минии булэ.
2.3. Малая Родина – Тоонто нютаг.
2.4. Родная степь – Турэл дайда.
2.5. Труд взрослых. Аба эжын ажал.
3.

Бурятские

3.1. Игра в лодыжки. «Шагай наадан».

народные игры.

Мори урилдаан (Конные скачки);

Хорёо

Буряад арадай

барилга (строительство изгороди);

Хонхо

нааданууд.

бухэ туулгэ (сбор силача и колокольца).

4

3.2. 12 годов. Он жэлнууд.
3.3. Загадывание загадок. Таабари таалсаан.
3.4. Праздник Белого месяца.Сагаалган.
4.

5.

Обстановка жизни

4.1. Стоянка, стойбище. Бууса.

бурят. Буряад

4.2. Юрта. hэеы гэр.

зоной байдал.

4.3. Коновязь. Сэргэ.

Основная отрасль

5.1. Пять видов животных. Табан хушуун

бурят.

мал.

Буряад

арадай гол ажал

5.2. Пять драгоценностей.

3

Л.Тапхаев

«Табан эрдэни».
5.3. Конь в жизни бурят.

Хγнэй нγхэр –

морин эрдэни.
5.4. Овца – белоснежный хозяин степей.
Талын эзэн – дγн сагаан хонин.
5.5. Корова – наша кормилица. hγн далайн

9

эзэн – γнеэн.
5.6. Непоседа козочка.

Ягдагархан

ямаан хγйхэр.
5.7. Верблюд – друг степняка. Тэсэмгэйхэн
тэмээн нγхэр.
5.8. Пища бурят: молочная, мясная. Буряад
зоной хоол: сагаан эдеэн, мяхан хоол.
5.9. Польза шерсти. Нооhоной аша туhа.
6.

Искусство. Буряад

6.1. Одежда: дэгэл, шапка, обувь. Хубсаhан:

урлал.

дэгэл, малгай, гутал.

2

6.2. Узоры. Угалзанууд.
7.

Золотые

7.1. Человеком становятся с детства. Хун

наставления

болохо багаhаа….

народа.

7.2. Наставления родителей. Аба эжын

Арадай

алтан

hургаал

hургаалнууд.

7.3. Новогодняя встреча. Золголго.

4

7.4. Значение поз при сидении. hуудал ба
тэрэнэй удха.
8.

Знакомство

с

8.1. Наша гордость.

окружающим

нютагай суута зон.

миром.

8.2.

Оршон

Растения

Манай омогорхол,

сибирского

байдалтай

ургамалнууд.

танилсалга.

8.3. Моё тело. Минии бэе.

леса.

5

Ойн

8.4. Мои друзья. Минии нухэд.
8.5. Цвет.Үнгэ.
Итого:

36

Методическое обеспечение программы
Конспекты занятий

Тема "Мэндэшэлгэ” («Приветствие»)

Цели
1.Ознакомить детей с речевыми структурами: "Сайн байна!", "Мэндээ",
"амар мэндээ!", "Баяртай!".
2. Познакомить с правилами игры "Бишыхан баха" и поиграть в нее.
Оборудование. Маска лягушки; мягкая игрушка Баабгай.
Ход.
Дети сидят на стульчиках. К ним в гости пришел Баабгай. Он
здоровается с детьми:
—Сайн байна, γхибγγд!
—Сайн байна, баабгай!
Воспитатель говорит о том, что можно еще поздороваться с ним по-другому.
Можно сказать: "Мэндээ", "Амар сайн!".

Тема "Танилсалга" («Знакомство»)
Цели
1.
Закрепить пройденный материал.
2.
Научить детей благодарить друг друга: "hайн даа!".
Оборудование. Конверт; картинки (кошка, мышка, медвежонок,
кролик); синие и красные ленточки.
Ход.
Дети собрались на лужайке, приветствуя друг друга:
—Сайн байна, Баир!
- Мэндээ, Аюна!
—Амар сайн, Этигэл!
Воспитатель раздает детям синие и красные ленточки и предлагает
найти себе пару. В паре дети под контролем воспитателя инсценируют
знакомство, приветствуя друг друга и задавая друг другу вопрос:
—Хэн гэжэ нэрэтэйбши?
—Би Номина гэжэ нэрэтэйб.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и обращает их внимание на то,
что в уголке сидят Кошка и Мышка (миисгэй ба хулгана). Воспитатель
просит прощения, что не заметила их:
—хγлисыш даа, миисгэйхэн!
— хγлисыш даа, хулгана!
—Затем предлагает детям вместе с ней попросить у Кошки и Мышки

прощения. Дети по очереди повторяют:
—
хγлисыш даа, миисгэйхэн!
И чтобы их развлечь, поют песенку "Хэн тоншоноб?".
Мышка находит картинки с изображением кролика и медвежонка. Дети
называют их.
Мышка и Кошка торопятся уходить, они прощаются со словами:
— Баяртай.
Тема "Амитад – гэрэй ба зэрлиг" («Мои любимцы»)
Цели.
1. Познакомить детей с речевыми оборотами:
2. Тренировать у детей правильное произношение звуков.
3.
Закрепить правила игры "миисгэй хулгана хоёр".
Оборудование. Маска кошки и мышки; макет леса, домика; мягкая
игрушка (кошечка); игрушки.
Ход.
В лесу стоит домик, там живут домашние и дикие животные.
Воспитатель подводит детей и знакомит с животными, которые там живут.
— энэ баабгай
— энэ шоно
— энэ хонин
- энэ хулгана
—энэ тэмээн
- энэ морин
Дети повторяют хором за воспитателем.
Вдруг слышится музыка и приближается хорошенькая маленькая
кошечка. После прослушивания воспитатель предлагает поиграть с ней:
— Миисгэйтэй наадая!
Игра "миисгэй хулгана хоёр" (знакомство с правилами игры). Дети по
окончании игры подходят к зверюшкам (животным) и прощаются:
— Баяртай!

Тема "Тоо 1-" («Счет 1-6»)
Цели.
1 .Тренировать детей в счете от 1 до 6.
2. Закреплять названия животных.
3. Заучить рифмовку.
3.
Спеть песенку-считалку "нэгэн, хоёр, гурба - барбаадай".
Оборудование: «чудесный мешочек» с игрушками (кошка, собака,
мышка, лягушка, заяц, медведь); карточки с цифрами от 1 до 6;
колокольчик.
Ход.
Дети подпевают, и воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика (воспитатель показывает и комментирует):

Мизинчик встречается с мизинчиком, Безымянный с безымянным,
Средний со средним пальчиком, Указательный с указательным, Большой
пальчик с большим.
Еще раз проделывают то же самое и считают: нэгэн, хоёр, гурба, дγрбэ,
таба, зургаа, ловят в ладошки, соединяя пальчики друг с другом.
Затем воспитатель из «чудесного мешочка» достает игрушки и считает
(можно использовать карточки с цифрами):
Нэгэн - хулгана,
Хоёр - баха,
Гурба - шандаган,
Дγрбэ - γнэгэн,
Таба - шоно,
Зургаа - баабгай.
Воспитатель предлагает: "Тоолоё: нэгэн, хоёр, гурба, дурбэ, таба,
зургаа" (воспитатель показывает цифры, дети считают). Эту рифмовку
дети переводят вместе с воспитателем.
Воспитатель предлагает детям пройти к домику и поиграть в игру
"Гэрхэн", т.е. просит детей назвать домашних животных. Дети называют
(миисгэй, нохой, хонин, ямаан, тэмээн, ухэр) и достают из домика. Затем
воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает:
—
Ямар амитан?
—
Гэрэй
—
Хаана байдаг?
—
гэртэ
Воспитатель благодарит детей за их ответы. Звонит колокольчиком и
прощается с ними.

Тема «Yнгэнγγд» («Цвет»)
Цели.
1. Познакомить детей с черным, белым, желтым и зеленым цветами на
бурятском языке.
2. Закрепить счет.
3. Тренировать в правильном произношении звуков [г]
Оборудование. Полоски (все цвета радуги, черная, белая);
игрушки (лягушка, лиса, корова, собака, львенок); домик.
Ход.
На столе разложены цветные полоски (черная, белая, все цвета радуги).
В центре ковра стоит домик, к нему нужно пройти, но нет дорожки. Детям
должны помочь зверюшки (построить дорожку из цветных полосок).
Дети сидят на стульчиках, а воспитатель читает стихотворение "Зун
ямар унгэтэйб?":
Ханда нямняа тγγнэ,
Хонгёо дуулан хγхинэ:
- Шарахан нямняа сэсэгтэй
Зумнай шара унгэтэй.

Зунды гэнтэ арсаба:
Зун ногоон унгэтэй, - гэбэ
Ногоон дээгγγр хγльбэрбэ,
Ногоо эльбэн хэбтэбэ.
Хγхэ, хγхэ γнгэтэй,
Тэнгэриин γнгэ абанхай,Гэбэ Гымаа хγхюутэй,
Гараа дээшэнь арбайнхай.
-Yгы, сагаан γнгэтэй,
Хурьган сагаан γγлэтэй,Гэбэ Гэндэн буруушаан,
Хургаараа γγлэ заан.
Удаань Ардан арсажа,
Улаан γнгыень баталхаа,
Улаан γнгэтэй гэжэ
Улаан байhыень харуулхаа
Гэртээ бултыень уриба,
Гγлзѳѳргэнѳѳр хγндэлбэ.
Хэнhээш дγγхэн Саша
Задарhан hолонго заажа,
Хэлэбэ угаа хγхюутэй:
-Зумнай hолонгын γнгэтэй.
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку по очереди с любым
животным и спрашивает:
— Ямар γнгэтэйб?
Ребенок:
— Би бахаб, ногоон.
— Би γнэгэнби, шара улаан
— Би миисгэйб, сагаан
После этого воспитатель зовет детей поиграть со зверюшками. Игра "1,
2, 3- hγрэ"
На счет " 1, 2, 3 — hγрэ " — дети прыгают. На "3, 2, 1 — " —
останавливаются.
После игры детям необходимо попасть в домик, чтобы посмотреть, что
в нем хранится. С помощью воспитателя ребята называют цвета и по
очереди выкладывают дорожку к домику. На каждую дорожку,
соответственно цвету, сажают зверюшку. На черную полоску — черного
кота, на белую — белую собачку и т.д. Когда дорожка готова, смотрят, что
в домике. А там песенка «Yльгэрэйм нγхэдγγд". Дети садятся на коврик и
слушают песню, воспитатель сопровождает с показом на картине.
Затем зверюшки прощаются с детьми. А воспитатель подводит итог
занятия.

Тема "Бγлэ" («Семья»)
Цели.
1. Ввести новую лексику по теме "Бγлэ".
2. Тренировать произношение звуков [γ]
3. Учить песни "Эжыдээ дуратайб".
Оборудование. Микрофон с записью песен; панно; картина " Бγлэ ";
мяч; кукла Аюна.
Ход.
На панно висит большая картина " Бγлэ ".
В гости пришла кукла Аюна. Она здоровается с детьми и предлагает им
свою дружбу. Аюна знакомится с детьми и рассказывает о своей семье,
поочередно показывая на картине: эжы, аба, ахай, абгай, би – ехэ бγлэ,
эбтэй бγлэ. Дети повторяют хором. Затем воспитатель говорит:
— Намда эжы бии.
Подходит к каждому ребенку по очереди и задает вопрос:
—Шамда эжы бии гу?
—Тиимэ, намда эжы бии
И так про каждого члена семьи.
Аюна говорит детям, что она очень любит свою маму и принесла песню
об этом. Дети прослушивают песню "Эжыдээ дуратайб'
Аюна предлагает поиграть в игру "Бγмбэгэ бари".
Дети становятся полукругом, воспитатель бросает мяч по очереди каждому
ребенку и называет цвета сначала на бурятском языке, дети переводят, затем
наоборот.
Аюна вспоминает, что у нее есть еще одна песенка. Дети слушают песню
"Бγмбэгэмни".
Аюна очень рада, что познакомилась с детьми, но пора прощаться и, она
уходит:
— Баяртай!

Тема "Энэ биб" («Это я»)
Цели.
1.Закрепить пройденный материал.
2.Заучивать песни.
2.
Тренировать детей отвечать на вопросы.
Оборудование. Кукла-мальчик; картинки по теме «Бγлэ».
Ход.
В гости к детям пришел мальчик (кукла) Баир: Мэндээ!
Воспитатель просит детей повторить, что сказал Баир. Дети повторяют
хором.
Баир подходит к каждому ребенку, здоровается и знакомится:

—сайн байна!
—мэндээ!
—Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?
—Би Баир гэжэ нэрэтэйб.
Дети отвечают.
Баир хочет, чтобы дети вместе с ним послушали стишок:
Энэ нюдэн, энэ нюдэн
Нюдэн – харахын тγлѳѳ
Энэ хамар
Хамар – γнэр мэдэхын тγлѳѳ
Энэ аман
Аман – амта мэдэхын тγлѳѳ
Энэ шэхэн
Шэхэн – шагнахын тγлѳѳ.
Энэ гар, энэ гар
Гарнууд бэшэхын тγлѳѳ
Энэ хγл, энэ хγл
Хγлнγγд ябахын тγлѳѳ.
Энэ биб!
Би Басаганби. Би хγбγγнби.
И конечно попытались догадаться, о чем в ней говорится.
Воспитатель показывает части тела, соответственно стишку. Дети
догадываются, о чем говорится в стишке, и прослушивают его еще раз в
медленном темпе. Затем Баир рассказывает и показывает:
— Энэ нюдэн, энэ нюдэн
— Энэ хамар, энэ аман,
— Шэхэн, шэхэн
— Хасар, хасар
— Гэдэhэн, нюрган,
— Гарнууд – хлопок
— Хγлнγγд - топот
Дети повторяют хором и индивидуально. Баир вспоминает, что он с
собой принес еще песенку для ребят.
Можно повторить лексику по теме "Бγлэ".
Баир прощается с детьми. Говорит, что ему было очень приятно
познакомиться и поиграть. Дети приглашают его еще раз прийти к НИМ в
гости: "Баяртай, Баир!"

Литература для учителя:

1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. - Улан-Удэ,2006 г.
2. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, Улзы, 2001 г.
3. Бадмаев Ц.-Б., Дондокова Ц.Д. Барбаадай (Хуугэдэй саадта хэрэглэгдэхэ ном).У-У:Бур.кн.изд-во,1982 г.
4. Бадмаева Д-Ц.К., Чимитдоржиева С.Ч., Цырендоржиева С.Ц. Булагай эхин. –
п.Агинское,2003 г.
5. Байбурин Л.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.- Л.,1983
г.
6. Басаева К.Д. Традиционное бурятское жилище и его членение//Этническая
история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. – Улан-Удэ.1984 г.
7. Батожаргалай Сэрсэгмаа. Неразрывные нити традиций. Улан-Удэ,2005 г.
8. Батожаргалай Сэрсэгмаа. Бурятские традиции и обычаи, национальная одежда.Улан-Удэ,1999 г.
9. Дашиева С.А.,Гунжитова Г-Х.Ц., Богомолова О.И. Мэндэ-э! У-У,изд-во
БГУ,2007 г.
10. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду.Под ред.
Бабаевой Т.И., СПб, Детство-пресс,2002 г.
11. Могоева Д.Д, Программа развития речи для детей дошкольного возраста. – УУ,Бур.кн.изд-во,1985 г.
12. Могоева Д.Д. Амар сайн, ухибууд!, У-У, изд-во «Бэлиг»,2002 г.
13. Русско-монгольский словарь, М.,2000 г.
14. Сокровенное сказание монголов.-У-У,1992 г.
15. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы).-М:
Просвещение,1982 г.
16. Улзытуева А.И. Методика обучения речевому общению детей старшего
дошкольного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского и русскобурятского).-Чита, Заб.Г.Г.П.У., 2007 г.

17. Улзытуева А.И. Программа обучения речевому общению детей старшего
дошкольного

возраста

в

условиях

двуязычия

(бурятско-русского

русскобурятского).-Чита, Заб.Г.Г.П.У., 2007 г.
18. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки. Этикет для малышей.-М..2005 г.

и


Наверх

День здоровья

Физкультура - это класс! Все здоровые у нас!

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».