1 Содержание программы: Титульный лист Раздел 1. Целевой раздел: 3 1.Пояснительная записка -цели и задачи реализации Программы; - принципы обучения; - основные приемы; - методические приемы реализации Программы; - прогнозируемые результаты. Раздел 2. Содержательный 9 Комплексно-тематическое планирование Социальное партнёрство с родителями Раздел 3.Организационный 25 Организация режима пребывания детей Объем образовательной нагрузки Диагностика Рекомендации по организации обучения английскому языку в детском саду. Организация предметно-развивающей среды по английскому языку в группе. Информационно-методическое обеспечение 2 Пояснительная записка Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся «сделать ошибку», с другой – изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию речи, мышления и памяти ребенка, а значит полезно для формирования его личности в целом. Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе. На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ. Данная программа разработана по УМК «Учимся говорить по-английски в детском саду» изд-воПОЛИТЕРРА авт.-сост. В. Г. Кулиш предназначена для обучения детей 6-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом: 3 1) не отходить от основного принципа наглядности и образности; 2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”; 3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий. Актуальность программы - знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Цели: 1. Ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития. 2. Презентация элементарных языковых конструкций. 3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора. Задачи: 1. Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка. 2. Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов. 3. Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику). 4. Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей. 5. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым. 6. Расширение кругозора детей и их общей культуры. 7. Развитие умений и навыков работы в малых группах по 10-15 человек, умение работать в команде. Виды и формы работы: Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы: а) имитация; 4 б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие –доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев); в) использование учебных игр; загадок; стихотворений; рифмовок; г) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха. Принципы работы: 1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные. 2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка. 3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%). 4. Системно вводить лексику: Первое занятие – 5-6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова. 5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия. 6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения. 7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры. 8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя. Учитель на занятиях использует следующие виды работы: 1. Работа над произношением: а) сказка “Живой язычок”; б) скороговорки; в) рифмовки. 2. Работа с игрушкой: а) диалог с игрушкой; б) описание игрушки. 3. Работа с картинкой: а) описание картинки; б) игра “Что исчезло”; в) игра “Найди картинку”. 4. Разучивание и декламация стихов: 5 а) конкурс стихов 5. Разучивание песенок. 6. Игры: а) Ролевые игры. Ситуативные ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации. б)Подвижные игры. Соревновательные игры, способствующие усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд. Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ''NutsandMay''. в) Творческие игры. Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок). 7.Инсценировка коротких рассказов и пьес. 8. Импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде, которая находится на границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций. Например, игра в ''Репку'' или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики. 9. Воспроизведение ситуативных диалогов. 10. Рассказ по картинке. 11. Изучение букв. Организация работы в группе. На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности. Примерный план занятия: 6 1. Приветствие. 2. Фонетическая зарядка. 3. Повторение пройденного лексического материала. 4. Разминка с использованием подвижных игр. 5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала. 6. Разучивание стихов и рифмовок. Содержание занятий Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на английском языке. Занятия с детьми-дошкольниками проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Таким образом, в месяц – 8 занятий; в год – 68 занятий. Обучаются дети 6-7 лет в малых группах: по 10-15 человек. Формы занятия: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Курс английского языка для дошкольников делится на два уровня. На данном уровне обучения малыши знакомятся с основами языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, накапливают основной запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения детей английскому (игрушки, животные, цвета), и знакомятся с простейшими основами грамматики английского языка. После окончания данного уровня дети научатся: приветствовать, представлять себя, прощаться; благодарить, задавать и отвечать на вопросы, развернуто отвечать на вопросы; считать до 20; использовать знакомые речевые образцы на практике; понимать на слух короткие тексты, диалоги; формулировать просьбы и предложения (Let'splay); узнавать буквы английского алфавита. Оценка получаемых в процессе обучения результатов проводится при помощи: регулярного скрытого мониторинга на занятиях; диагностики, при выполнении различных заданий; выставок; 7 открытых занятий; участия в концертах. Таким образом, данная программа позволяет подготовить малышей к обучению в средней школе, где изучение английского начинается со второго класса. Программа даёт возможность снять психологические трудности у ребёнка-младшего школьника, попадающего в новую обстановку, который начинает изучать новый, незнакомый язык. Данный курс знакомит дошкольников с основными понятиями английского языка и погружает их в атмосферу Все занятия проходят в игровой форме. Новая лексика вводится с помощью разнообразного наглядного материала. Фразы отрабатываются хором и закрепляются в диалогах. Прогнозируемые результаты - владеть определенным программой объёмом языкового материала (слова, фразы, стихи, песни и т.д.); уметь составлять монологическое высказывание-описание; - использовать лексику, соответствующую заданной ситуации; - понимать английскую речь в рамках программы; - строить диалог с использованием речевых структур и лексики, предусмотренной программой; - понимать и выполнять простые задания и инструкции преподавателя; - задавать вопросы и составлять выводы, основываясь на ответах; - выражать согласие или несогласие, высказывать, принимать или отвергать предположения; - узнавать отдельные слова и читать простейшие выражения; - работать в группе, в паре, неконфликтно общаться, сопереживать. Результаты работы по реализации программы отслеживаются для групп каждого года обучения в течение учебного года (на начало, середину и конец года) с помощью заполнения диагностической карты. Основным методом диагностики является метод наблюдения. 8 Календарно-тематическое планирование Тема Задачи Фонет Пассивный Языковой ика лексико- материал Структура занятия грамматичес кий материал Се 1.Вводное Вызвать Звуки Hello! Africa, Приветствие работа нтя занятие. интерес у детей h, u: Stand up! America, с географической бр Введение в к изучению I’m glad to see New картой, пальчиковая ь иноязычную английского you. Zealand, игра среду. языка. Canada. Игра с кукольными Страноведчески героями, мини- й материал. диалоги. 2.Приветствие Научить Звуки Good Jump, stop, Рифмовка, игры на приветствовать ƞ, dᶾ morning! show me! внимание, Stand up! Dance пальчиковая игра, друг друга. песня, фонетическая Sit down! зарядка 3. Знакомство. Научить Звуки What is your What is Мини-диалоги, Вежливые слова. строить мини- s, z name? My your name? фонетическая name is… My name зарядка, ритмика, is… песня. Listen to me. Good-bye! Мини-диалоги, прощаться, Make a circle! How are фонетическая отвечать на Stop! you? I’m зарядка, ролевые fine. игры диалоги. 4. Прощание. Научить поставленный Звук ɜ: 9 вопрос. 5. Игры Развивать англоязычных интерес к стран. хороводным Звук oi Yes, no, fine, Who are Рифмовка, I’m you a boy хороводная игра, or a girl? фонетическая играм. зарядка, работа с карточками 6. «Мир, в Познакомить с Звук æ America, A map, a География (карта и котором мы картой, флагом Звуки Africa, flag, It’s… флаги), игры на живем». англоязычных i, ei Australia, внимание, глобус, Great Britain дидактическая игра « стран. Найди флаг этой страны». 7. Предметы Научить Звуки What’s this? A cat, a Рифмовка, вокруг распознавать а:, ǝ It’s a … Close doll, a car, a хороводная игра, нас. мнемосимвол your eyes! dog, a bird фонетическая Open your зарядка, работа с eyes! карточками 8. Предметы Научить Звуки Sit down! A ball, a Работа с карточками, вокруг нас. строить f, o Fetch me! dolphin, a рифмовка, ритмика, bear, a boy рисование, мини- краткие диалоги диалоги Ок 1.Мои друзья Развитие Звуки What’s this? A mouse, a Работа с карточками, тяб животные мелкой ө, ᵭ Thank you. fox, a wolf рифмовка, рь (знакомство) моторики, рисование, песня. логического мышления, памяти и внимания. 2. Кто в Африке Узнать о Звуки живет? животном мире ou, au Where is… A snake, a Фонетическая hippo, a зарядка, 10 Африки. monkey. психогимнастика. 3. Мое любимое Научиться Звуки What do you You catch Рифмовка, африканское рассказывать о tᶴ, о: have? It’s me, an пластические этюды, животное. своем my… elephant, дидактические игры. любимом draw животном, используя мнемосимволы 4.Африканские Развитие сказки. творческого Звук t What’s this? Big, small, Чтение сказок «Кто It’s a… to play, to лучше?», « Упрямый want. слоненок». Лепка мышления. Формирование африканских навыка животных. пересказа мини-текста. 5. Мини-диалоги Развитие Звуки A kite, a Рифмовка, о животных. мелкой j, ᶴ jelly-fish, a пальчиковая игра, моторики. fish, a cat кукольный театр. Научиться . Комплексное Yes, no, can. вербально занятие. реагировать на сюжетные игры. 6. Открытое Закрепление Big, small, Пальчиковая игра, занятие. полученных to play, to рифмовка, песня, навыков. want. A ролевая игра, работа kite, a jelly- с карточками Yes, no, can. fish, a fish, a cat 1. Какая у меня Введение Звуки What do you A mother, a Пальчиковая игра, 11 семья? новых ᵭ, ө father, a рифмовка, песня, лексических sister, a ролевая игра, работа единиц. brother. с карточками My mother She is… Рисование портрета Звук ai have? I have… 2. Моя любимая Развитие мама. творческих is… What do nice, pretty, мамы, песня про способностей, you have? kind маму, стихи, закреплять рифмовка о членах названия семьи. членов семьи. Но 3. Стихи и песни Повторение яб о маме. лексического рь Звук ۸ My mother A mother, a Комплексное is… She is… father, a занятие совместно с sister, a музработником. brother. Музыкальная материала. гостиная 4. В какие игры Учиться Звуки To play, to She is… Сюжетно-ролевые мы любим вербально dᶚ, ᶚ run, to jump, nice, pretty, игры, рифмовка, играть с моей реагировать на to like. kind фонетическая семьей. вопросы To cook, to зарядка, работа с педагога. sing, a карточками poem 5. Наш дом. Научиться Звук u: This is my… Big, little, I Сюжетно-ролевые It’s a… can. игры, беседа с краткие A house, детьми о пользе предложения, big, small, совместного отдыха. используя nice, I have Работа с карточками, мнемосимволы a… подвижные игры, строить пальчиковая игра, конструирование. 6. Разыгрывание Развивать Звуки I have a… My I’m at Пальчиковая игра, сценок, мини- умение i, i: family, my home. I can рифмовка, сюжетно12 диалогов. слушать mother, my see. I’ve ролевые игры, педагога и sister. got. подвижные игры. других детей. 7. Подарки для Расширение моих друзей. Sad, happy Звук l What colour is Blue, red, Песня, пальчиковая лексических this? What do white, pink, игра, творческая единиц. you like? yellow, мастерская black, green (аппликация), работа Развитие мелкой с карточками моторики, Комплексное мышления, занятие. цветовой палитры. 8. Открытое Закрепить Звуки I have a… My Комплексное занятие. полученные ᵭ, ө family, my занятие с знания и mother, my элементами умения. sister. гендерного воспитания. 1. Самая Учить доброму Звуки What do you It can… , a Фонетическая красивая кукла. отношению m, n have? I’ve got doll, small, зарядка, песня, a… pretty, to подвижные игры, развитие love, a рифмовка, внимания. blanket, рисование, milk, to кукольный театр. друг к другу, drink. 2. Строим мы Развивать Звуки We can build To build, a красивый дом. взаимопомощь, w, h a…, cubes, big car, a house, ритмика, toys. a tram умение Песня, зарядка, пластические этюды, выполнять работа с карточками, задания географические педагога, путешествия. развивать 13 творческое мышление. Де 3. Чем мы еще Познакомиться Звуки Give this, take A spider, a Подвижная игра, каб играем. с названиями i:, i, ɵ, this, please, balloon, a фонетическая рь игрушек, ᵭ thank you, plane, a зарядка, кукольный look at me. dolly театр. закреплять фразы . вежливости. 4. Игрушки Развитие детей Звуки Let’s play, A ball, Подвижные игры, познавательной s, k let’s count, soccer, фонетическая англоязычных активности, yes, right tennis, ice, зарядка, игра с стран. логического hockey куклами, работа с мышления. One, two, карточками, лепка. three… Развлечение. 5. Стихи и Развитие Звук How many? A ball, Комплексное диалоги об творческого аu, ŋ Yes, right, no, soccer, занятие. игрушках. мышления, wrong. tennis, ice, научиться hockey отвечать One, two, утвердительно three… или отрицательно. 6. Игрушка, о Развитие которой я индивидуальны мечтаю . Звук oi Tell mе please To dream, Песня, рифмовка, about your toy. my toy, to фонетическая х tell, a tram, зарядка, способностей. a doll, a car. развивающие игры, Формирование работа с карточками, навыков рисование пересказа. 14 7. Кукольный Закрепление театр для малышей. Звук g Подвижные игры, Is this your A teddy- названия toy? What bear, a train, фонетическая игрушек. colour is your a scooter, зарядка, игра с Развивать toy? Let’s big, little, куклами, работа с умение строить play! I’ve got. карточками The see, an The Работа с мини-диалоги 8. Открытое Закрепление How many? занятие. полученных Yes, right, no, знаний и wrong. умений. 1. Моря и Введение Звук ʃ океаны ( новых ocean, a fish, Atlantic географической страноведение и лексических to live, let me Ocean, the картой, рифмовка, география). единиц. see. Pacific пластические этюды, Познакомить с Ocean, the подвижные игры, обитателями Indian лепка. морей и ocean, the океанов. Black Sea. 2. Обитатели Научиться Звуки What do you A fish, a Ритмика, песня, океанов. произносить и ʣ, f see? Where is jelly-fish, a фонетическая it? dolphin, a зарядка, подвижные star, игры, работа с узнавать названия океанов и карточками, некоторых их аппликация. обитателей. Развитие внимания и памяти. Ян 3. Кто друзья у Развитие Звуки He’s got a… A fish, a Комплексное вар осьминога? творческих s, z She’s got jelly-fish, a занятие совместно с ь способностей. a…It’s got a… star, a развитием речи на 15 Введение dolphin. русском языке. новой грамматическо The sea, a й структуры. book, to Развитие read, to play вежливого обращения друг с другом. 4. Сказки о Развитие морских ежах. Звук r Listen to me, The sea, a Рифмовка, навыков let’s read, let’s book, to фонетическая пересказа, play. read, to play зарядка, используя развивающие игры, мнемосимволы. работа с карточками Развивать умение слушать педагога. 5.6. Неделя Закрепление Звук Listen to me, A fish, a Подвижные игры, английского лексического jo: let’s read, let’s jelly-fish, a пластические этюды, языка. материала. play. star, a рисование, лепка, dolphin. песни и танцы, Развитие мелкой рифмовки. моторики, Коллективное творческих творчество. способностей. Развлечение. 7. Праздник у Учиться Звуки морских вербально oi, ei, ai can you see? коньков. реагировать на Look, what Let’s play Yes, right, Комплексное no, wrong. занятие. Рифмовка, вопросы фонетическая педагога. зарядка, Развивать дидактические игры, доброе развитие мелкой 16 отношение моторики, ритмика. друг к другу и к животным. Фе 8. Открытое Закрепление занятие. лексики по She’s got теме. a…It’s got a… 1. Солнышко – Звук а: He’s got a… Введение Звуки Show my вра наш лучший новых t, d something blue spider, big, зарядка, ль лексических or yellow. little, a bird, развивающие игры, единиц. Clap your wind работа с карточками, Учиться hands. друг. Rain, Sun, a Фонетическая рисование находить отличия у двух предметов. 2. Бабочки – Научиться наши друзья. Звук ǝ To sing, Let’s A butterfly, Песня, работа с ориентироватьс fly. Find! Up/ the sky, to карточками, яв Down, here, fly, red, подвижные игры на пространстве. there. yellow, ориентировку Введение blue, green, пространства, новых numbers. аппликация, лексических рисование, единиц. пластические этюды. Развитие индивидуальны х способностей . 3.Друзья леса – Развитие наши помощники. Звук ǝu Фонетическая How many? A fox, a логического Where is a? bear, a wolf, зарядка, мышления. How are you? a hare, a психогимнастика, Учить детей bird, an подвижные игры, выражать свои eagle. работа с карточками, эмоции. пластические этюды. 17 Приобретение элементарных математически х знаний. 4. Где живут мои Введение Звуки This is a… A flat, a Ознакомление с друзья? а:, о: Where do you house, a окружающим миром, лексических live? I live town, a работа с карточками, единиц. in… My friend sofa, a фонетическая Научиться lives in… room, large, зарядка, отвечать на a chair, a конструирование, вопросы. table. дидактические игры. новых Развивать умение строить краткие высказывания. 5. Друзья в моей Учиться Звуки I have a … My friend, Психогимнастика, группе. строить мини- ai, ei Let’s play. with, I like рифмовка, Let’s sing. to play подвижные игры, Закреплять with…, сюжетно-ролевые правила please, игры вежливости и you’re внимательного welcome, отношения thank you. диалоги. друг к другу в группе. 6. Книги – наши Формирование Звуки To help, to A book, to Песня, ритмика, друзья и навыков b, p read, Who is tell, It’s… творческая помощники. пересказа your friend? I’ve got, I мастерская. короткого like. текста, используя мнемосимволы. 18 7. Как помочь Введение другу в беде? Звук æ I help my A fork a Сюжетно-ролевые правил этикета friend. I want. plate, to sit игры, рифмовка, приема пищи. I can see. at the table, песня, подвижные Учиться to eat, игры. вербально please, реагировать на you’re вопросы welcome педагога. 8. Подарок для Научиться Звук g, I give you my A present, a Песня, рифмовка, моего друга. строить z present. gift, to love, пластические этюды, краткие You’re my to play, to творческая высказывания, lovely friend sing, мастерская построение . together. монологическо й речи. Ма 9. Открытое Закрепление рт занятие. лексического и грамматическо Звук ou To help, to A present, a Комплексное read, Who is gift, to love, занятие. your friend? to play I love, My To play, to Рифмовка, песенка, го материала. 1.Наша дружная Введение Звук к семья. новых friend, Let’s run, to подвижные игры, лексических play. swim, to работа с stay, предметными единиц. карточками, рисование восковыми мелками. 2. Наши Повторить и Звуки What can you A teddy- игрушки. закрепить u:, ۸ see? Come up bear, a train, дидактические игры, to me. Where a scooter, a названия Пальчиковая игра, рифмовка, 19 игрушек. is the car? doll пластические этюды, работа в прописи. 3. Пикник в Введение детском саду. Звук е I like/I don’t Banana, Работа с новых like. Match the chocolate, предметными лексических food. Bring apples, It’s картинками, единиц. me. Give me. yummy! дыхательная Познакомить cake, ice- гимнастика, детей с cream. рифмовка, правилами творческая этикета за мастерская (лепка ). столом. 4. Игры, в Научиться Звуки Look, what I’ve got… Пальчиковая игра, которые мы строить i, i: can you see? He/she is… работа в прописи, играем. краткие Where’s he? I can see. подвижные игры, предложения. Where’s she? Let’s play. песенка. Учить детей работе в коллективной игре. 5. Окружающий Учить Звуки Let’s count, A tree, a Дыхательная мир нашего бережному t, d, g let’s draw, to bush, a bird, гимнастика, детского сада. отношению к help. a butterfly. пальчиковая игра, природе. творческая мастерская ( аппликация), дидактические игры. 6. Мы – Учить детей Звуки To skip, to I can see. I Исследовательский маленькие вербально е, i reed, to write, can write. проект. исследователи. реагировать на to close. Big, little, вопросы on, in, педагога. under. 20 Развивать интерес к исследовательс кой деятельности. 7. Мы – Развитие Звук ǝ Let’s play! дружные координации it’s cold спортсмены. движения. (hot). Hot, cold, Спортивный досуг. Intonation Ап 8. Водим дружно Развитие рел хоровод. координации ь движения. Звук е Let’s play! Развлечение Звук ɜ: What’s on Foot/feet, 1. Носик, ротик, Введение Рифмовка. Работа с голова. новой лексики your feet? The hands, head, тематическими по теме. hat is on your to wear. карточками, head. Tap your дидактические игры, foot. рисование карандашами. 2. Тепло – Развитие Звуки Put your hands Hot, cold, Песенка, игры на холодно. логического w, ei up/down. it’s cold развитие (hot). логического Intonation. мышления, мышления. подвижные игры. 3. Мои ручки. Развитие Звук а:, Lift your foot Hands, foot Пальчиковая игра, мелкой i: up. Put foot – feet. What сюжетно-ролевая down. can I do? игра, игры на моторики рук. Развитие развитие мелкой творческих моторики, лепка. способностей. 4. Мои ножки. Развитие Звук u: Touch. Help Bend left. Подвижные игры, 21 координации me. Where’s Bend right. песенка, движения. …? Clap your пластические этюды, hands. дыхательная Закрепление полученных гимнастика. навыков. 5. Части тела. Закрепление Звуки приобретенных h, ᶴ Let’s play! Работа с предметными знаний и картинками, умений. дидактические игры, Научиться конструирование. произносить и узнавать названия частей тела. 6. Я иду Формирование Звуки Lovely! I like Пальчиковая игра, купаться. навыков au, ou to swim. Let’s рассказ – пересказ, go. работа с карточками, пересказа. подвижные игры. 7. Визит к врачу. Научиться Звуки What’s wrong? A doctor Сюжетно-ролевая понимать и t, d It hurts… Let игра, мини-диалоги me see. по теме. воспроизводит ь диалогическую речь. Ма 8. Итоговое Закрепить Звуки Revision of Комплексное й занятие. названия i:, æ the unit. занятие. лексических Head, Рифмовка, ритмика, единиц. hands, математика, arms,legs, подвижная игра, feet, работа в прописи. 22 To go, to swim, a swimming pool, to jump. The Sun, to shine., big, little 1. Цвета. Познакомиться Звуки Turn around. Red, pink, Творческая с названиями u, ۸ What’s yellow, мастерская цветов, missing? Trace purple, (смешивание цветовой the balloons. green, красок). палитрой numbers 1- весеннего 10. сезона. 2.Весенняя пора. Закреплять Звук к, It’s spring What colour Ознакомление с названия l now. What is this? окружающим миром цветов. colour is this (Весна в нашем Повторение balloon? What городе), лексического season is it фонетическая материала. now? зарядка. 3. Любимые Развитие цветы для мамы. Звук ǝ Listen to me. A flower, Песенка, мелкой Let’s draw. We can пластические этюды, моторики. My mother’s draw. аппликация из Повторение name. цветной бумаги, лексического работа с карточками. материала. 4. Разноцветная Введение Звуки To touch, A jacket, Пластические одежда. новых ɜ:, au close, yappy, shoes, a этюды, рифмовка, лексических sad, angry, I skirt, a shirt, дидактические игры, единиц. Учить like. a hat. работа в прописи. детей выражать 23 свои эмоции. 5. Солнышко Учиться светит. Звук ۸ What colour is The Sun, to Занятие совместно с находить it? Show me shine., big, муз. работником отличия у двух something little. (музыкальная объектов. blue. 6. Прогулка по Развитие Звуки лугу. индивидуальны au, o: мозаика). What season is To count. it now? To colour. х To sing. способностей. 7. Полет на Научиться Звук dᶚ An ant, Let’s воздушных отвечать на шариках. вопросы. 8. Итоговое Повторение Звуки To touch, Открытое занятие. занятие. лексического и s, z, ᶴ close, yappy, Подвижные игры, грамматическо sad, angry, I ритмика, го материала. like. дыхательная fly! гимнастика, рифмовка. Комплексное : занятие. Контроль: Контроль качества усвоения языкового и речевого материала: - текущий и итоговый контроль в игровой форме; - работа с родителями. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогического наблюдения за достижениями детьми планируемых результатов освоения Программы. Социальное партнерство с родителями Индивидуальные консультации родителей 24 Организовать мастер классы Создать мини – словари Совместные праздники Совместные игры Памятка для родителейпо речевому развитиюдетей дошкольного возраста : - знакомьте детей с частями тела, с гигиеной; Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофёр, повар, лётчик, воспитатель. Расскажите о профессиях. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам. Знакомьте детей с дикими и домашними животными, их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими. Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учить различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их, и знать где они растут. В играх вместе с детьми подбирайте к словамсуществительным слова-прилагательные, признаки. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику. Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы, сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Режим Режим дня составлен с расчётом на 10,5 – часовое пребывание ребёнка в детском саду. В режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей. Для детей 6-7 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 30-35 минут. При этом ребёнка не следует принуждать. Педагог самостоятельно дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузки. Продолжительность занятий составляет 30 минут для подготовительной группы, количество часов в неделю - не менее 2 часов. Курс обучения рассчитан на 68 часов. 25 Диагностика № Ф.И. ребенка Формирование навыков фонетика С М лексика С М Речевая деятельность грамматика С М аудирование С М Итоговый показатель по каждому ребенку говорение С М сентябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 26 май Итоговый показатель по группе Организация предметно-развивающей среды по английскому языку в группе. Развивающая среда по английскому языку в группах должна быть организована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно применять свои компетентностные показатели развития в практической деятельности по английскому языку. Наличие современных игр и игрушек способствуют организации творческих, подвижных, динамических, спортивных и т.п. игр. Чтобы изучение английского языка превратилось в удовольствие, необходимо уделять особое внимание: оформлению предметно-развивающей среды по английскому языку в группе, качеству наглядных пособий, картин, слайдов, т.е. всему методическому инструментарию. Все это должно вызывать эстетическую мотивацию к иностранному языку и способствовать развитию детей, обеспечению состояния комфорта. Мир английского языка полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками, глазами и слухом. Если ребенок чувствует, значит - знает. Творчество - это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Задача педагога - создать для этого все необходимые условия. Предметная развивающая среда по английскому языку в группе - важный компонент обучения английскому языку детей в детском саду. Она способствует развитию творческой личности, формирует образ мира ребенка. Развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей. Она строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для целенаправленной и разнообразной деятельности. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается: разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплексностью и многообразием материалов. Развивающая функция среды требует для своей полной реализации сочетания необычных компонентов. Важное требование к предметной среде - вариативность. Благодаря своеобразию материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов - она 27 приобретает свой колорит и форму. Предметная среда в целом и ее фрагменты нужны всегда, как поле детской деятельности, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В ней ребенок действует, применяя уже имеющиеся у него знания, поэтому она должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Предметно-развивающая среда по английскому языку в группе – это маленькая заграница. В условиях группы нужно передать дух страны изучаемого языка. Подобный подход не только повысит мотивацию детей и их родителей к изучению, но и будет способствовать нравственному и эмоциональному развитию. Не лишними будут предметные и сюжетные картинки, картины, изображающие достопримечательности, дидактические игры и плакаты. Предметно-развивающая среда по английскому языку в группе играет немаловажную роль в процессе освоения детьми иностранного языка и развитии их творческого потенциала. Это маленькое окно в англоязычную страну. Поэтому, чем больше сил вложено в его оформление, тем проще детям будет настроиться на изучение английского языка. Рекомендации по организации обучения английскому языку в детском саду. С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на английском языке, ввести своего рода ритуалы, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы: (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия. Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, педагогу следует каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на английском языке. На первых занятиях по английскому языку родной язык занимает большое место. Организация занятий, поощрения, объяснения игр проводятся на родном языке. По мере изучения английского языка надобность в использовании родного языка сокращается. Родной язык может быть использован на занятиях по английскому языку как проверка понимания речи 28 ребенком. Для этого можно использовать известную для любого возраста детей игру «Переводчик». В процессе обучения детей английскому языку можно использовать следующие приемы обучения: хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и спокойных игр, рисование. И обязательно один или два раза в год проведение праздников на английском языке, чтобы дети могли показать свои знания и умения родителям, друг другу, чтобы возрос уровень мотивации в изучении этого предмета. Работа над произношением. Особое внимание при обучении английскому языку необходимо уделять постановке произношения. Психофизические особенности малышей дают возможность им имитировать самые сложные звуки английского языка. Вместе с тем при обучении произношению необходимо пользоваться не только имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения. Объяснение артикуляции должно быть доступно пониманию и иметь игровой момент. Детей, у которых плохо получается некоторые звуки, следует чаще привлекать к участию в играх-упражнениях на эти звуки. Для выработки правильного произношения и интонации следует широко применять хоровые виды работы, хотя это и не исключает индивидуальной работы с каждым ребенком. Хорошими упражнениями для закрепления произношения являются считалочки и скороговорки. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимо использовать достаточное количество учебного времени на дополнительную, индивидуальную работу каждого ребенка. Работа с игрушкой или картинкой. Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память, следует вводить слова английского языка путем нагляднойсемантизации. В этих целях для занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее выразительность, с тем, чтобы тот предмет, который вводится в речь детей, был наиболее рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке. Разучивание и декламация стихов, песенок. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников английскому языку возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу. 29 Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны специальные упражнения и игры со словами вне контекста стихотворения. Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание. Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение хоровой работы над рифмовкой способствует консолидации группы детей. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно. Влияние английского языка на звуковую культуру речи родного языка. Важно избежать смешения в языке ребенка английского и русского произношения, поэтому при серьезных нарушениях речи у ребенка следует повременить с изучением второго языка. 30 Список используемой литературы: 1. З.А. Ефанова. Занимательные материалы по английскому языку. Подготовительная группа. – Волгоград: «Корифей», 1997. 2. А.В. Конышева. Английский для малышей. – Минск: «Четыре четверти», 2004. 3. Л.Л. Лыкова. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2006. 4. Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005. 5. Л.Г. Фрибус, Р.А. Дольникова. Как детишек нам учить по-английски говорить. Санкт-Петербург: «Каро», 2008. 6. И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. Английский для малышей 4 – 6 лет. – Москва: РОСМЭН, 2011. 7. Весёлый английский / Авт.-сост. В.Г.Кулиш. – Д.: Сталкер, 2001. 8. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить, СПб., КАРО, 2002. 9. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Д.: Сталкер, 2001. 10. Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2011. – 181с. 31 32