1 Содержание программы: Титульный лист Раздел 1. Целевой раздел: 2 - Пояснительная записка -актуальность Программы; -цели и задачи реализации Программы; - структура и содержание работы; - виды работы; - принципы обучения; - основные приемы; - прогнозируемые результаты Раздел 2. Содержательный 7 Комплексно-тематическое планирование Социальное партнёрство с родителями Раздел 3.Организационный 16 Организация режима пребывания детей Объем образовательной нагрузки Диагностика Информационно-методическое обеспечение Приложение 19 2 Пояснительная записка Программа обучения английскому языку предназначена для дошкольников 5 - 6 лет и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста. Данная программа составлена по УМК «Учимся говорить по-английски» авт.-сост. В. Г. Кулиш. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. Следует отметить, что цель и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Введение раннего обучения иностранному языку продиктовано его ролью и возможностью для развития языковых, мыслительных и коммуникативных способностей ребенка. Изучение иностранного языка способствует развитию психических процессов, устойчивости внимания, памяти, мышления, совершенствованию всех сторон речи, расширению словарного запаса, развитию речевого слуха. Учитывая особенности детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового материала, при отсутствии логопедических противопоказаний рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте. Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослых. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Все это делает возможным использование этих природных факторов в обучении языкам. Период обучения - 68 занятия в год. Время занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Срок реализации программы - 1 учебный год (с сентября по май включительно). Состав группы постоянный. Цели и задачи обучения. Основной целью курса является формирование интереса у детей к изучению английского языка посредством ознакомления детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введения элементарных языковых конструкций. Основные задачи курса: 1.Формирование определенных умений, навыков произношения, овладение лексическим материалом по темам, близким детям (семья, животные, игрушки, одежда, цвета и т.д.). 2. Знакомство с художественной литературой, жизнью и традициями страны изучаемого языка. 3.Развитие памяти, логики, творческих способностей. 3 Структура и содержание работы. Содержание программы включает в себя языковой материал: фонетика, лексика, грамматика. Принцип ведения происходит от простого к сложному. Восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов и выражений, минидиалогов, песен, рифмовок и т.д. Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития дошкольников, их интересы. Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их развитие, способности. Виды работы на занятиях английского языка. - работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, фонетическая зарядка; - работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры, сказки; - работа с картинками: описание, сравнение; - разучивание стихов, песенок, считалок, рифмовок; - разучивание песен: конкурсы, инсценировка; - инсценировки коротких рассказов, сказок, пьес; - подвижные игры: игры с мячом, зарядки, физкультминутки; - спокойные игры: загадки, кроссворды; - ролевые игры; - изобразительная деятельность; - изучение букв и звуков. При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста: комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая; коммуникативной направленности; осознанного владения иностранным языком; наглядности. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения. Основные приемы: а) имитация; б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев); 4 в) использование учебных игр; г) загадки; Содержание НОД: Каждое НОД курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и диски с записями стихов и песен на английском языке. Примерный план НОД: 1.Приветствие. 2. Речевая разминка. 3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала. 4. Разминка с использованием подвижных игр. 5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала. 6. Разучивание стихов и рифмовок. 7. Подведение итога. Принципы работы: 1. Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные). 2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка. 3. Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова. 4. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия. 5. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения. 6. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры. 7. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя. 5 Прогнозируемые результаты: - невербально и вербально реагировать на иностранную речь педагога; - владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня; - использовать знакомые речевые образцы на практике; строить мини-диалоги; - задавать простейшие вопросы; развернуто отвечать на вопросы; - понимать на слух короткие тексты; формулировать просьбы и предложения; 6 Календарно – тематическое планирование меся ц № ур ок а сентя брь 1. Тема Задачи Фонети ка Пассивный лексикограмматиче ский материал How old are you? Языковой материал Структ ура занятия Good evening! Bye- bye, See you! I am five. Обыгры вание ситуаци й «Интерв ью!» r ʃ Where are you from? Russia. I am Обыгры from вание Russia. ситуаци й «Интерв ью!» Eleven, twelve Числитель ные 11 -12 Russian I am Russian. „Привет, Формирование это я!“ лексических навыков аудирования, говорения. Развитие этикетной функции общения (умение поздороваться, попрощаться). Умение называть свой возраст. «Я из Введение и первичное России.» закрепление речевого образца Where are you from? Развитие умения сообщить о месте жительства (стране). Формирование у детей представлений об англоговорящих странах. «Счет до Обучение счету до 12. 12» Звук ai ɒ w v How old are you? 4. «Ты из России? » a: ai Are you Russian? 5. «Наша страна Россия» ʌ ә Where are you from? Are you Russian? I am from Russia. 6. «Где мы живем?» i Where do you live? To live, I live in Russia Обыгры вание ситуаци й «Интерв ью!» Ролевые игры 7. «Моя n, m Are you Russian Обыгры 2. 3. Формирование лексических навыков, аудирования, говорения. Введение и первичное закрепление речевого образца Are you Russian? Совершенствование лексических навыков аудирования, говорения. Активизация ранее изученных речевых образцов Обучение ведению диалога – расспроса, содержащего информацию о месте жительства – страна и город. Введение и первичное закрепление речевого образца Where do you live? Совершенствование 7 Занятие сореван ие Обыгры вание ситуаци й «Интерв ью!» Ролевые игры страна» умений вести диалог – расспрос, содержащий информацию о месте жительства – страна и город. 8. «Давай поиграе м» ju: How old are you? See you! I am five. октяб 1. рь «Я люблю свою семью» Обобщающее повторение в рамках темы «Здравствуйте, это я!» Активизация изученной в рамках данной темы речевых образцов. Формирование лексических навыков. Знакомство с аутентичной информацией, отражающей особенности быта и традиций в англоговорящих странах Формирование лексических навыков аудирования, говорения. Введение и первичное закрепление речевого образца Do you have a mother? Развитие навыков аудирования, говорения. Умение спрашивать и отвечать как зовут родителей и остальных членов семьи Развитие навыков говорения. Введение и первичное закрепление речевого образца His/her hobby is cooking. Умение рассказать о любимых занятиях. Тренировка ранее изученных речевых образцов ð ɵ Do you have a family? A grandmothe r, a grandfather, a cuisine, a family ӕ Do you have a mother? Yes, I do. I have a mother. h What is Her/his her/his name? name is… ɡ Do you have a family Russian? 2. «Моя мама» 3. «Имена моих родных» 4. «Мое хобби » 5. «Я люблю играть» 6. Закрепл ение Тренировка ранее изученных речевых образцов d Do you have a mother? 7. Закрепл ение Формирование основ общения в пределах ɒ ŋ What is His/her her/his name? hobby is k ɜ: вание ситуаци й «Интерв ью!» Ролевые игры Обыгры вание ситуаци й «Интерв ью!» Подвиж ные и ролевые игры Диалограсспрос Диалог – расспрос Ролевые игры His/her hobby is cooking. Ролевые игры A grandmothe r, a grandfather, a cuisine, a family Yes, I do. I have a mother. Ролевые и подвижн ые игры 8 Ролевые и подвижн ые игры Создани е 8. ноябр 1 ь 2. 3. 4. 5. 6. 7. сюжета: умение сделать сообщение о членах своей семьи, о роде занятий и увлечений «Моя Формирование основ семья» общения в пределах сюжета: умение сделать сообщение о членах своей семьи, о роде занятий и увлечений «Питомц Формирование ыи лексических навыков. другие Воспитание у детей животны доброго и заботливого е» отношения к животным. семейно го фотоаль бома Do you have a A Создание family? grandmother семейног ,a о grandfather, фотоальб a cuisine, a ома family Do you like An elephant, Игры с animals? a crocodile, картинка a cock, a ми hen, a butterfly, a parrot, a lion, a tiger, a monkey Do you like , a parrot, a Игры с animals? lion, a tiger, картинка a monkey ми cooking. ɒ ŋ k t l «Дикие Активизация ранее животны изученной лексики. е» Образование множ. числа сущ–ных. «Что ты Формирование навыков видишь? говорения. Развитие » навыков аудирования коротких текстов и реплик педагога. Введение и первичное закрепление речевого образца What do you see? «Мои Развитие навыков питомцы аудирования, говорения. » Введение и первичное закрепление речевого образца What do you have? «Что Развитие лексических умеют навыков аудирования, делать говорения. Умение животны задавать и отвечать на е? » вопрос, что умеют делать животные. «Зверюш Совершенствование ки» лексических навыков аудирования, говорения p «Мое Формирование умений любимое делать краткое сообщение животное о животном » w What do you see? I see a monkey. Диалог расспрос e What do you have? I have a parrot. Диалог расспрос ʣ What can a frog do? The frog can jump. The monkey likes bananas. Ролевые игры Игра «Дрессир овщики» ә h f Do you like animals? An elephant, a crocodile, a cock, a hen, a butterfly s z What do you see? I see a monkey. Ролевые игры Игра «Цирков ое представ ление» Маскара д зверей 9 8. декаб рь 1. 2. 3. 4 5. 6. 7. Закрепление ранее изученных речевых образцов по теме «Мне Формирование нравятся лексических навыков праздник аудирования и говорения. и» Формирование потенциального словаря Урок соревнов ание Диалограсспрос Игры с картинка ми What do you have? I have a parrot. ju: ei Do you like holidays? Развитие навыков аудирования, говорения. Умение спрашивать о любимом празднике и отвечать на данный вопрос. «Рождест Развитие лексических во» навыков аудирования, говорения. Расширение лексического и грамматического материала по данной теме. ŋ s What holiday do you like? Christmas, New , Year, a holiday, a bell, a toy, a ball I like holidays. I like New Диалог Year. dance, расспрос sing songs k t r Do you help to decorate a Christmas tree? «Сказки» Развитие творческих способностей детей, воспитание самостоятельности и инициативы в подготовке и проведении спектаклей и праздников. Ролевые игры. Постановка сказки. «Новый Развитие творческих год» способностей детей, воспитание самостоятельности и инициативы в подготовке и проведении спектаклей и праздников. Ролевые игры. Постановка сказки. «Рассказ Совершенствование о моем навыков устной любимом монологической речи в праздник ситуациях взаимного е» поздравления, рассказа о любимом празднике. oi ai ei Do you like holidays? ɡ What holiday do you like? I like New Ролевые Year. dance, игры. sing songs Постанов ка сказки. h f Do you help to decorate a Christmas tree? Закрепле Тренировка лексики в речи a: ние детей. Разучивание рифмовок. Do you like? Christmas tree, decorate, to help I help to decorate a Christmas tree. I like New Year. dance, sing songs «Мой любимый праздник » Christmas tree, decorate, to help I help to decorate a Christmas tree. Christmas, New , Year, a holiday, a bell, a toy, a ball I like holidays. 10 Изготовл ение украшен ий и подарков Ролевые игры. Постанов ка сказки. Проведен ие подвижн ых игр Подвижн ые, ролевые игры январ ь 1. « Трапезы и еда» Формирование представления этикета за столом. i: u: Would you like a cup of tea/ a glass of juice? 2. «Мой завтрак» Формирование лексических навыков аудирования, говорения. ʧ What do you have for breakfast? 3. «Игры» Совершенствование лексических навыков аудирования, говорения. ʣ Would you like a cup of tea/ a glass of juice? 4. «Беседа» Развитие умения аудировать реплики, связанные с поддержанием беседы за столом. «Игры» Развитие устной речи средствами музыкальной и театрализованной деятельности Закрепле Закрепление ранее ние изученных образцов по теме ʧ What do you drink for lunch? ʃ Do you like? A cup, a glass, tea, coffee, juice f v Would you like a cup of tea/ a glass of juice? What is this? I have a sandwich and tea for breakfast Hair, an eye (eyes), an ear (ears), a nose, a mouth, a tooth -teeth 5. 6. февра 1. ль «Части тела» 2. «Мои волосы» 3. «Описан ие животны х» Развитие у детей iә коммуникативных навыков и умений, основывающихся на активном использовании в речи усвоенных лексических и грамматических единиц. Введение новой лексики. Формирование εә лексических навыков аудирования, говорения Совершенствование ou лексических навыков говорения. Умение описать животное. A cup, a glass, tea, coffee, juice I would like a cup of tea. Porridge, a sandwich, cheese, butter, sausage I have a sandwich and tea for breakfast A cup, a glass, tea, coffee, juice I would like a cup of tea. Tea, coffee, juice Ролевые игры Ситуатив ные игры «За завтрако м» Подвижн ые игры Игры с картинка ми Ситуатив ные игры «Чаепити е» Ролевые игры Урок соревнов ание Подвижн ые игры Игры с картинка ми, ролевые игры What is dog’s Fair, big, Игры с nose? small, long, картинка short, sharp, ми, strong, a tail, ролевые dog’s body игры The dog’s body is What is your hair? This is my hair. It is blond. These are my eyes. 11 strong. 4 5. 6. 7. 8. Март 1. 2. «Сколько у нас пальчико в на руках» Формирование навыков аудирования, говорения. Введение и первичное закрепление речевого образца How many fingers do you have? Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме « Части тела» ә How many I have five Подвижн fingers do you fingers on ые игры have? my left hand. au u: What is your hair? Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме « Части тела» «Мой Введение новой лексики. дом Формирование родной» потенциального словаря. Знакомство детей с особенностями жилья в англоязычных странах. «Что у Расширение лексического нас материала по данному есть?» сюжету ŋ ʃ «Моя Совершенствование комната» лексических навыков аудирования, говорения. Умение рассказывать о предметах обстановки в комнате. Закрепле Развитие монологической ние речи детей. Активизация ранее изученной речи. ʧ Hair, an eye (eyes), an ear (ears), a nose, a mouth, a tooth -teeth What is dog’s Fair, big, nose? small, long, short Описани е своей внешност и Описани е своей внешност и Игры с картинка ми. eә What is this? ju ɒ Do you have? TV, a computer, a lamp, a bed, a clock What is this? This is a Is this a chair? chair. It is What colour green. is the sofa? Игры с картинка ми What is this? Is this a chair? What colour is the sofa? What is this? Is this a chair? What colour is the sofa? Диалограсспрос a: 3. Закрепле Равитие творческих ӕ ние способностей детей, воспитание чувства радости и гордости за свой дом, очаг. 4. Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме s z A table, a chair, an arm-chair, a sofa A table, a chair, an arm-chair, a sofa computer, a lamp, a bed, a clock What is this? This is a Is this a chair? chair. It is What colour green. is the sofa? 12 Подвижн ые игры Составле ние карты – схемы своей группы Составле ние карты – схемы своей группы 5. 6. 7. апрел ь 1. 2. 3 «Мой Использование родимый иностранного языка как город» средства дальнейшего формирования представлений о родном городе. Формирование лексических навыков аудирования, говорения. «Мое Формирование село» лексических навыков аудирования, говорения. Воспитание у детей любви к родному поселку, интереса и желания больше узнать о нем. Введение новой лексики – название транспортных средств. «Где Совершенствование ездят на лексических навыков метро?» аудирования, говорения. Тренировка лексических образцов Is there a metro in Moscow? «Правила Формирование умения дорожно творчески использовать го знакомый речевой движени материал. я» ou o: ɒ I live in Russia. Moscow is a city. London is a city. Belgorod is a town. A city, a town I live in a town. ks What do you see in the town? A bus, a Подвижн trolleybus, a ые игры tram, a car, a taxi I see buses in my town. au ou Is there a metro in Moscow? The light, to cross There is no metro in Belgorod Подвижн ые игры ʌ Moscow is a city. London is a city. Belgorod is a town. A city, a town Виктори на „Знаешь ли ты правила дорожно го движени я“ Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме n Moscow is a city. London is a city. Belgorod is a town. I live in a town Урок соревнов ание „Я Формирование изучаю лексических навыков английск аудирования, говорения ий с удовольс твием“ t m d l Работа с картами Can you count To count well? I can count well w 13 Подвижн ые игры 4. 5. 6. май «Веселая Формирование i: математи потенциального словаря u: ка» путем введения лексических единиц и речевых образцов. Умение производить вычислительные действия с цифрами. Do the sums, please. To do sums, plus, minus How much is one plus two/ two minus one? One plus two is three. «Плюс, минус, равно» Совершенствование умений производить вычислительные действия с цифрами Do the sums, please. To do sums, plus, minus How much is one plus two/ two minus one? One plus two is three. «Матема тика в гостях у английск ого языка» Формирование у детей ð умения взаимодействовать в коллективных видах деятельности Do the sums, please. To do sums, plus, minus How much is one plus two/ two minus one? One plus two is three. ɵ Урок математи ки Урок математи ки Конкурс «Матема тика в гостях у английск ого языка» 7. Закрепле Закрепление ранее ние изученных образцов по теме Уроксоревнов ание 8. Закрепле Закрепление ранее ние изученных образцов по теме Уроксоревнов ание 1 «В Формирование ожидани лексических навыков и лета» аудирования, говорения. Расширение английского словаря. Воспитание у детей интереса к языку и культуре английского и американского народа. ʣ «Первый Развитие умения на месяц элементарном уровне лета» высказываться о любимом o: 2. What are summer months? A month, summer months, June, July, August Игры с картинка ми Summer months are June, July and August Is it warm in June? Hot, rainy, warm 14 Игры с картинка ми времени года. 3. «Что ты будешь делать летом?» Развитие умений в аудировании и говорении по ситуации. Умение рассказать о том, что дети будут делать летом. ju: What will you To swim in Подвижн do in the river/ in ые игры summer? the sea, to go to the forest, to gather mushrooms/ berries, I will swim in the river 4. «Я люблю лето» Развитие умений в аудировании и говорении по ситуации. Умение рассказать о том, что дети будут делать летом. ә will you ride a To swim in bike in the river/ in summer? the sea Подвижн ые игры «Времен а года» Развитие умений по говорению. Разучивание песенок и рифмовок о погоде, временах года. ʌ What are summer months Разучива ние песенок и рифмово ко погоде, временах года. 5. i ә A month, summer 6. Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме Уроксоревнов ание 7. Закрепле Закрепление ранее ние изученных речевых образцов по теме Уроксоревнов ание Контроль: Контроль качества усвоения языкового и речевого материала: - текущий и итоговый контроль в игровой форме; - работа с родителями. 15 Оценка эффективности образовательной деятельности помощью педагогического наблюдения за достижениями осуществляется с детьми планируемых результатов освоения Программы. Социальное партнерство с родителями Индивидуальные консультации родителей Организовать мастер классы Создать мини – словари Совместные праздники Совместные игры Памятка для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста. - знакомьте детей с частями тела, с гигиеной; Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофёр, повар, лётчик, воспитатель. Расскажите о профессиях. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам. Знакомьте детей с дикими и домашними животными, их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими. Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учить различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их, и знать где они растут. В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику. Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы, сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Режим Режим дня составлен с расчётом на 10,5 – часовое пребывание ребёнка в детском саду. В режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей. Для детей 5-6 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 20-25 минут. При этом ребёнка не следует принуждать. Педагог самостоятельно дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузки. Продолжительность занятий составляет 25 минут для старшей группы, количество часов в неделю - не менее 2 часов. Курс обучения рассчитан на 68 часов. 16 Диагностика № Формирование навыков Ф.И. ребенка фонетика лексика С С М М Речевая деятельность грамматика С М аудирование С М Итоговый показатель по каждому ребенку говорение С М сентябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Итоговый показатель по группе 17 май Список используемой литературы: 1. Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2011. – 181с. 2. Примерная программа по раннему обучению английскому языку. Приложение к учебно-методическому пособию «Учимся говорить по-английски». – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. 95с. 3. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить./Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – Спб.: КАРО, 2011. – 176с. 4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учебник для 1 кл. шк. с углубл. изученнием английского языка, лицеев, гимназий и старших групп детских садов/ – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 160с. 5.. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Рабочая тетрадь для изученния английского языка в старших группах детских садов/ – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 160с. 7. Аудиокурс (6 CD-дисков) к учебнику для изученния английского языка в старших группах детских садов/ – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 160с. 8. Епанчинцева Н.Д. , Моисеенко О.А. «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы/ Н.Д. Епанчинцева, О.А. Моисеенко, Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. 18