Пояснительная записка. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения. Основные задачи: Общеобразовательные: Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов. Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении. Воспитательные: Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения; Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя. Развивающие: Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения Ожидаемые результаты: 1. Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. 3. Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 4. Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. 5. Развить интегративные качества: «любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения; «способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте. Реализуемые познавательные области: Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие Под учебно-воспитательной работой по основам безопасности жизни, я понимаю целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников с целью интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода. Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности дорожного движения. В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода. Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий я использую разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего, я активизирую мыслительную деятельность детей, заставляю их применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание. При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения, я считаю создание соответствующей развивающей среды. В данной теме я отвела большое место созданию уголка безопасности в группе. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетноролевые. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх. Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций. Я считаю, что сформировать у детей устойчивые знания без помощи родителей невозможно. Основная цель работы с родителями: поддерживать у них устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Воспитатель должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей. Если работа будет сведена лишь к призывам соблюдать дорожные правила, к знакомству их с памяткой, которая висит в группе на стенде, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на дороге, я строю контакт с семьями таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами. Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей. Все это требует от меня как от воспитателя, определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями. Материалы, используемые на занятиях: Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы; Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки; Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.); Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей); Плакаты; Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.); Дорожные знаки. Дидактические игры: 1. «Гараж» 2. «Почини автомобиль» 3. «Найди два одинаковых автомобиля» 4. «Дорисуй автобус» 5. «Автомастерская» 6. «Сделай сам» 7. «Разрезные картинки» 8. «Четвертый - лишний» 9. «Трудные виражи» 10. «Смышленый пешеход» 11. «Найди правильный светофор» 12. «Светофор» 13. «Кто на чем едет» 14. «Запомни машину» 15. «Наша улица» 16. «Отвечай быстро» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Подвижные игры: «Цветные автомобили» «Поезд» «Птицы и автомобиль» «Бегите ко мне» «Воробушки и автомобиль» «Гараж» «Лошадки» «Сигналы светофора» «Найди свой цвет» Методические приёмы: Рассказ; Беседа; Ролевая игра; Дидактические игры; Чтение и заучивание стихов; Рассматривание иллюстраций; Наблюдение; Экскурсии; Целевые прогулки. Организация процесса обучения. Программа рассчитана на один год. Предполагается одна подгруппа 16 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Состав группы - одновозрастной (4-5 лет). Форма работы: групповая, индивидуальная. № Тема занятий Прод. занятия 1,2 «Наша улица» целевая прогулка. 20 мин 3,4 «Правила поведения на улице». 20 мин Программное содержание Формы проведения занятия Октябрь Расширить представление детей об Наблюдение, улице новыми сведениями: дома на беседа, ней имеют разное назначение, в загадки, одних живут люди, в других дидактическа находятся различные учреждения. я игра, Дать представление о том, что подвижная движение машин может быть игра, односторонним и двусторонним. словесная Закреплять названия транспортных игра. средств. Закреплять знание основных цветов. Упражнять в сравнении машин по размеру. Сформировать элементарные Беседа, правила поведения на улице. игровая Закрепить значения слов: «тротуар», ситуация, «пешеходная дорожка», «обочина»; чтение, учить правилам дидактическа дисциплинированного поведения, я игра, умение предвидеть опасность. сюжетноОбсудить с детьми различные ролевая игра. опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Воспитывать наблюдательность, осторожность. Материал и оборудование использование ТСО, ИКТ Литература Сюжетные ПДД в картинки, детском дорожные знаки саду: развивающая среда и методика по ознакомлени ю детей с ПДД. Н.В. Елжова Сюжетные ПДД для детей 3-7 картинки, дорожные знаки лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Дата Примечание 5,6 7,8 «Какой бывает 20 мин транспорт». «Когда мы пассажиры». 20 мин Ноябрь Закрепить знания детей о транспорте, Беседа, о правилах дорожного движения, мультимедий используя мультимедийную игру, х ная игра, удожественное слово. физкультмин Расширять кругозор детей. утка, Развивать у детей смекалку и аппликация. сообразительность. Воспитывать внимание, терпение. Сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления. Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные - безопасные и неправильные – опасные. Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое отношение друг к другу. Беседа, игровая ситуация, сюжетноролевая игра, дидактическа я игра. Декабрь Сюжетные ПДД для картинки, детей 3-7 лет: демонстрацион занятия, ный материал целевые «Транспорт», прогулки, дорожные знаки утренники, Ноутбук, экскурсии. проектор Г.Д. Беляевскова Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова 9,10 «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов». 20 мин Дать начальное представление о работе регулировщика. Закрепить знание сигналов светофора. Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции. Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение. Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. Ноутбук, проектор ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлени ю детей с ПДД. Н.В. Елжова 11,12 «Что такое пешеходный переход». 20 мин Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару. Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход». Воспитывать внимание, терпение. Беседа, рассматриван ие иллюстраций, дидактическа я игра, физкультмин утка, игровая ситуация, аппликация, чтение. Сюжетные картинки, дорожные знаки, картон, цветная бумага. ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Беседа, рассматриван ие иллюстраций, дидактическа я игра, физкультмин утка, чтение, сюжетно- Сюжетные ПДД для картинки, детей 3-7 демонстрацион лет: занятия, ный материал целевые «Транспорт», прогулки, дорожные знаки утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова 13,14 «Как правильно переходить улицу». 20 мин Январь Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта. Закреплять практические навыки поведения при переходе улицы. Учить применять их в различных ситуациях. 15,16 «Дорожные знаки». 20 мин Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм. Расширять знания детей о дорожных знаках. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге. Формировать навыки осторожного поведения на улице. ролевая игра. Беседа, рассматриван ие иллюстраций, дидактическа я игра, физкультмин утка, игровая ситуация, конструирова ние, чтение. Сюжетные ПДД в картинки, детском демонстрацион саду: ный материал развивающая «Транспорт», среда и дорожные знаки методика по «Лего» ознакомлени ю детей с ПДД. Н.В. Елжова 17,18 «О чем разговаривает улица». 20 мин 19,20 «Где можно и где нельзя играть». 20 мин Февраль Закрепить знания детей о светофоре. Беседа, Систематизировать знания детей о чтение, дорожных знаках, об их значении. дидактическа Развивать наблюдательность, я игра, зрительную память. физкультмин Развивать умение составлять рассказ утка, по сюжетной картинке, отвечать составление полным ответом. рассказа по сюжетным картинкам, подвижная игра. Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе. Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице. Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение. Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Загадки, подвижные игры, игровая ситуация, дидактическа я игра. Сюжетные ПДД для детей 3-7 картинки, лет: занятия, дорожные целевые знаки, прогулки, светофор, макет утренники, Март 21,22 Игры с макетом: места перехода улиц. 20 мин Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице. Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. экскурсии. 23,24 «Дорожные ловушки». 20 мин 25,26 «Мой дом моя улица». 20 мин 27,28 «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». 20 мин Воспитывать внимание, сосредоточенность. улицы. Г.Д. Беляевскова Обобщить знания детей по теме. Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения. Воспитывать внимание, терпение. Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлени ю детей с ПДД. Н.В. Елжова Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор. ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Сюжетные картинки, , альбомные листы, ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по Рассказ воспитателя, рассматриван ие иллюстраций, практическое действие, отгадывание загадок, рисование, физкультмин утка. Апрель Закрепить правила дорожного Беседа, движения. рассматриван Закрепить обозначение дорожных ие плакатов, знаков; сигналов светофора. конструирова Закрепить правила пользования ние, общественным транспортом. подвижная Развивать творческие способности. игра, игровая Стимулировать умственную ситуация, деятельность. чтение. Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения. Рассмотреть различные опасные Рассказ ситуации, которые могут возникнуть воспитателя, при катании детей на велосипеде, беседа, самокате, роликовых конька. практическое Научить детей правильному действие, поведению в таких ситуациях. Воспитывать внимание, сосредоточенность. 29,30 Диагностика 31 «Это должен каждый знать обязательно на 20 мин 20 мин «пять». 32 «Развлечение для родителей и детей «Путешествие по стране дорожных знаков". 20 мин рисование, пальчиковая гимнастика, чтение, аппликация. карандаши, картон, цв.бумага. Ноутбук, проектор. ознакомлени ю детей с ПДД. Н.В. Елжова Май Оценить знания и представления по Опрос. теме с сентября по май. Уточнить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге. Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. Воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать аккуратность во время аппликации при работе с клеем. Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте. Формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного движения. Игровые упражнения, подвижные игры, дидактически е игры, конструирова ние. Сюжетные ПДД в картинки, детском саду: демонстрацион развивающая ный материал среда и «ПДД», методика по дорожные знаки ознакомлени «Лего» ю детей с ПДД. Н.В. Елжова Игры, инсценировка исполнение песен, эстафета. Дорожные ПДД для знаки, светофор детей 3-7 лет: ноутбук, занятия, проектор, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова Список использованной литературы: 1. Г.Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. 2. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. 3.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007. 4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007. 5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.