Содержание Паспорт образовательной программы…………..…………………………………………..3 Пояснительная записка…………………………………………………………………..…..4-5 Цели и задачи ………………………..………………………………….……………….......5-6 Возрастные особенности детей……………………………………………………………...6-7 Требования по видам речевой деятельности…………………………………………….....7 Планируемые результаты………………………………………………………….……. .…7 -8 Основные методы, формы, средства работы с детьми……………………….…………....9-10 Режим работы…………………………………………………………………………..….…11 Работа с родителями……………………………………………………………...…………..12 Перспективное планирование в старшей группе……………………………………...……13-18 Перспективное планирование в подготовительной группе …………………………….....19 -25 Литература………………………………………………………………………………...…..26-27 2 Паспорт образовательной программы «Амар мэндэ-э!» по формированию познавательного интереса детей к культуре и традициям бурятского народа. Наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай» Полное название дополнительной образовательной программы Программа «Амар мэндэ-э!» по формированию познавательного интереса детей 5 – 7 лет к культуре и традициям бурятского народа. № протокола, дата утверждения дополнительной образовательной программы Программа утверждена на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад «Хараасгай», Целевая направленность дополнительной образовательной программы Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям бурятского народа. Адресная направленность Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп (5 – 7 лет). Срок реализации программы 1 год. Составитель программы Бадмажапова Баярма Бальжинимаевна Год разработки программы с. Нижняя Иволга, 2023г. протокол № 2 от 28.08.23г 3 Пояснительная записка 1.1.1.Актуальность Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ; • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »; • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО) ; • •УставДОУ; • Положение о рабочей программе. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей и подготовительной групп муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Хараасгай». Одним ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих 4 ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. Именно у детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию. Дошкольный возраст, по мнению А.Н.Леонтьева, является первым периодом «рождения личности и вхождения ее в социум». Одна из важных задач в дошкольном возрасте - приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа. Идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры – путешествия. Опыт обучения языкам в раннем возрасте не констатировал ни одного отрицательного влияния на общее развитие детей. Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, не владеющих бурятским языком, учитывает психофизиологические и методические особенности овладения бурятским языком детей, у которых первым языком является русский язык. Для составления программы была проанализирована литература по методике обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста. При составлении настоящей программы за основу приняты основные положения государственного образовательного стандарта по бурятскому языку. Цель и задачи обучения Цель: дать понятие о культуре, быте, традициях обычаях родного народа; сформировать у него представление о себе как о представителе своего народа, чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми; научить детей, не владеющих бурятским 5 языком основам общения на бурятском языке в устной форме (формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне). Задачи: 1. Развивать элементарные представления об истории и культуре бурятского народа, развивать умение говорения в монологической и диалогической форме в рамках тем и ситуаций.; развивать умение аудирования устной речи на бурятском языке. 2. Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора. 3. Воспитывать любознательность и интерес к жизни и истории своей «малой родины», воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа. Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений. Возрастные особенности детей 5 – 7 лет проявляются в совершенствовании нервной системы ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики. Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры — режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. После 6 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причинность, пространство, время, предмет — система предметов и т.д.) Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес к печатному слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов). Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и создавать ее. 6 Требования по видам речевой деятельности Говорение: - научить детей обмениваться мыслями в вопросно-ответной форме в сфере повседневного общения; - научить детей делать краткие сообщения на заданную тему, по предложенной ситуации; -научить детей соблюдать элементарные правила речевого и неречевого этикета. Аудирование: - научить понимать на слух бурятскую речь в несложной грамматической форме разговорнобытового характера; Планируемые результаты: По окончании курса бурятского языка в рамках детского сада дети должны быть способны: - понимать обращенную к ним речь; - отвечать на заданные вопросы и самим задать их, используя формы вежливого общения; - описывать предмет (по размеру, качеству); - указывать на принадлежность предмета определенному лицу; - описывать свои действия и действия других лиц; - рассказывать о себе, называть членов семьи, свое имя, фамилию, сообщать сколько им лет, где и кем работают их родители. - рассказывать о жизни в детском саду; - давать краткое описание сюжетной картинки или окружающей обстановки; - строить текст (2-8) предложений; - самостоятельно находить речевые решения в новой обстановке. Словарный минимум – 250 слов. Контроль: Контроль качества усвоения языкового и речевого материала: - текущий и итоговый контроль в игровой форме; - работа с родителями. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогического наблюдения за достижениями детьми планируемых результатов освоения Программы. 7 Технология реализации задач построена с опорой на исторический материал. Содержание дополнительной образовательной программы предусматривает различные формы организации работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развитии ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил бурятский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном системы работы по ознакомлению с культурой бурятского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия. Программа разработана на основе принципов коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принцип учета первого языка обучающегося и принципа диалога культур. Вся работа направлена на речевую деятельность. Основными видами речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте являются аудирование и говорение. Методы обучения включают методы организации ознакомления (показ и объяснение)), организации тренировки и организации применения. Методы обучения бурятскому языку 1. Методы накопления содержания детской речи: общение ребенка с педагогом и сверстниками на занятиях; пример речевой деятельности педагога (детей); перевод с языка на язык (в ходе занятия является компонентом отдельных игровых упражнений или возникает спонтанно); чтение, рассказывание художественных произведений, придумывание нового названия; 8 хоровое проговаривание, заучивание слов, словосочетаний, предложений наизусть (стихи, песенки, рифмовки, скороговорки); тренинг: ответы детей на вопросы педагога, сверстников; беседы; словесные дидактические игры; метод выбора оптимального решения: коллективный диалог по поводу принятия решения, убеждение и аргументация; метод стимулирования творческой и коммуникативной деятельности: высказывание детьми оригинальной идеи, вопроса, проблемы, придумывание коммуникативных ситуаций; повторение; объяснение, разъяснение, поощрение; соревнование; рассказывание по игрушкам, картинам, диалог с игрушкой; разыгрывание коммуникативных ситуаций, диалогов; просмотр презентаций на бурятском языке; наблюдение: изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, презентаций, видео; рассматривание наглядных материалов; демонстрация изобразительной наглядности педагогом (пособий, иллюстраций, репродукций, картинок, игрушек, карточек); приучение: формирование определенного поведения и дисциплинарности на занятиях, используя традиционные речевые высказывания (приветствие, прощание, счет). 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию лексики: дидактические игры (предметные, словесные, музыкальные, ритмические, настольнопечатные); подвижные игры с текстом; игровая обучающая ситуация: ситуация-иллюстрация (разыгрывание сценок), ситуацияупражнение (выполнение игровых действий согласно игровому сюжету), ситуация- проблема (активное участие в принятии правильного речевого поведения в игре); ситуация-оценка (анализ и оценка собственной коммуникативной деятельности); игры с пением; творческие игры (игры с игрушками, картинками); инсценировки; дидактические упражнения (игры-упражнения); работа с карточками, игрушками, картинками; 9 выполнение занимательных заданий; рисование, раскрашивание, лепка, аппликация с проговариванием бурятской лексики; прослушивание и пение песен на бурятском языке; игры с пением на бурятском языке; работа с аудио/видео материалом; упражнения в освоении танцевальных движений под песенки; организация физминуток (дыхательные упражнения с использованием лексики); выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей). Формы организации работы совместная деятельность с дошкольниками, переходящая в самостоятельную: разучивание бурятских песен, стихотворений, рифмовок, скороговорок; занятия-беседы: обыгрывание диалогов, изучение отдельных речевых конструкций; языковые занятия один раз в неделю, включающие в себя разнообразные виды занимательной деятельности; организация игровой деятельности (занятия-игры); просмотр презентаций на бурятском языке: фото, видео, альбомы, кинофильмы, мультфильмы; проектная деятельность; экскурсии; коллективная творческая работа; тематические вечера, утренники, праздники; выставки творческих работ ребят; театральная деятельность; интегративная деятельность; продуктивная деятельность с элементами конструирования; викторины, конкурсы; изготовление стенгазет, стендов определенной тематики; консультации (индивидуальные, групповые); дополнительные занятия; самостоятельная деятельность детей с родителями в домашних условиях; формы контроля: устные ответы детей на вопросы педагога (каждое занятие), творческие работы, проекты детей: рисунки, аппликации, оригами (в конце изученной темы, учебного года); 10 формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в детском саду: выставки; проведение праздников, игр, конкурсов, открытых вечеров для родителей. Средства обучения - игры; языковая среда; - режим труда и отдыха; - общение детей с педагогом и сверстниками; - художественная литература, изобразительное искусство, музыка, презентации; - наглядные средства: карточки, игрушки, схемы, картины, иллюстрации, рисунки, открытки, опорные сигналы, фотографии;- визуальные (компьютер, ноутбук, диафильмы, фото, записи), аудио (магнитофон, компьютер музыкальный центр) и аудиовизуальные (телевизор, мультимедийный проектор) технические средства. Режим занятий. Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 730 до 1800 часов. Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа. Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2 занятий в неделю по 30 минут). Для гарантированной реализации федерального государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев. С детьми старшего дошкольного возраста с сентября по май проводится 2 занятия в неделю. Еженедельно занятия проводятся в первой половине дня продолжительностью 25- 30 минут. Общее количество занятий в год – 68 часов. Работа с родителями Организовать мастер классы Создать мини – словари 11 Поисковая работа по созданию мини-музея Совместные праздники Совместные игры Памятка для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста. - Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофёр, повар, лётчик, воспитатель. Расскажите о профессиях. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам. Знакомьте детей с дикими и домашними животными, их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими. Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учить различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их, и знать где они растут. В играх вместе с детьми подбирайте к словамсуществительным слова-прилагательные, признаки. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику. Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы, сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 12 Перспективное планирование в старшей группе нед Тема Количество часов задачи Сентябрь Вводное занятие «Познакомимся» «Танилсалга» Пробудить интерес к изучению бурятского языка; учить детей уважительно относиться друг к другу; создание условий в процессе общения; научить детей приветствовать друг друга и знакомиться на бурятском языке; познакомить со следующими словами и фразами: сайн байна (здравствуйте), мини нэрэ…(меня зовут…), шинии нэрэ хэн бэ,(как тебя зовут?) би(я), ши(ты), та (вы). Моя семья – минии бγлэ Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра). Ввести новые лексические единицы по теме « Семья»: эжы мама, баабай-папа, тоодэй-бабушка, Yбгэн аба дедушка, аха -старший брат, дγγ хγбγγн2 младший брат, эгэшэ -старшая се сестра, дγγ басаган - младшая сестра). Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью. 3 Родина моя - Бурятия Формировать представление о родном селе, в которой мы живем; о родном крае; о национальностях, живущих в Бурятии (буряты, 1 русские, татары, армяне и т.д), о традиционных праздниках, обычаях, обрядах. 3 «Что же такое юрта и почему все – таки она круглая?» 1 2 2 Познакомить детей с внутренним убранством юрты, сравнить с убранством избы, предметами 1 быта бурят и русских. 13 4 4 Учить детей создавать красивый образ юрты из Аппликация из фетра « фетра. Продолжать формировать аппликативные 1 Юрта» умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус. Манай сэсэрлигтэ Знакомство с садиком. Формирование представления о работе в детском саду, о группах; научить детей правильно называть на бурятском языке предметы. 1 Октябрь 1 2 2 Манай сэсэрлигтэ Знакомство с садиком. Формирование представления о работе в детском саду, о группах; научить детей правильно называть на бурятском языке предметы. «Орнамент» Показать орнамент в бурятской народной росписи. Рассматривание образцов. Развивать эстетический вкус. Буряад угалзанууд 1 Расширить представление детей об узорах. «Красота орнаментов из Познакомить с узорами, имеющие геометрические формы. (учить составлять узоры 1 геометрических из отдельных геометрических фигур). фигур Красота 3 2 орнаментов из растительных Продолжать учить детей составлять узоры (из растительных форм и элементов). Воспитывать желание красиво и аккуратно оформлять свою 1 работу. форм 3 «Осенних дней очарованье….» Заучивание бурятских народных пословиц, поговорок об осени. Развивать память, воображение, интерес к бурятскому народному 1 фольклору. 4 Тоолонобди Научить детей считать на бурятском языке. 1 4 Тоолонобди Шγлэг «Табан хурган», «Пат парнаахан..» 1 Ноябрь 1 Тоолонобди Инсценировка стихотворения «Табан хурган» 2 Манай нγхэд (зэрлиг ба Познакомить детей с домашними и дикими 2 животными. Научить их отличать и называть на 2 14 гэрэй амитад) бурятском языке. 3 Познакомить детей с «табан хушуу мал». Табан хушуу мал (пять Расширять словарный запас: морин, хонин, драгоценностей) тэмээн, γхэр, ямаан 4 Зэрлиг амитад Расширять словарный запас детей: байгаали, зэрлиг, баабгай, шоно, заряа, хэрмэн, хулгана 1 4 Гэрэй амитад Расширять словарный запас детей: миисгэй, нохой, гахай, гэр 2 2 Декабрь 1-3 4 Шэнэ жэл Знакомство с историей происхождения Нового года. 2 Шэнэ жэл Исследовательская работа «Как встречают новый год в других странах» 2 Шэнэ жэл Подготовка к новому году. Приготовление новогодних игрушек, подарков 2 Манай бэе Знакомство с физиологией. Расширять словарный запас детей: нюдэн, хамар, аман, гар, 2 бэе, хγл, шγдэн. Игра «Эмнэлгын газар» Январь 1 Праздничная неделя Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; 2-3 «Чистота залог здоровья» развивать понимание значения: гигиенические процедуры, закаливание водой, занятия физкультурой; 2 формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; воспитывать понятие о здоровом образе жизни. 3 Пословицы Познакомить детей с устным народным творчеством. Вызывать у детей интерес к малым 1 формам фольклора. Воспитывать нравственные качества у детей с помощью пословиц. 15 4 Загадки Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора. Сравнить русские и бурятские загадки. Объяснить детям схожесть некоторых загадок. 4 Беседа с детьми о празднике Сагаалган Познакомить детей с бурятским народным праздником, с обычаями, традициями его празднования. Познакомить с национальными блюдами. Поиграть в национальные игры. 1 2 Февраль Через исследовательскую деятельность ( опыты), через информативно – поисковую деятельность заложить основы знаний о народном танце ёхор; развивать познавательный интерес к окружающему, развивать 2 мыслительную активность воображения, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом. Активизация родителей к подбору информации для детей и участие в совместных досуговых мероприятиях. 1 Исследовательско – творческий проект «История ёхора» 2 Подготовка к выставке Подготовить с детьми рисунки, поделки на тему работ к празднику 2 «Белый месяц». Оформить выставку работ. Сагаалган 3 Подготовка к празднику Сагаалган 3-4 Утренник Сагаалган Повторение с детьми стихотворений, песен. Разучивание новых танцев. 1 1 Март Ознакомить детей с праздником мам. 1 Эжын hайндэр Разучивание стиха «Эжыдээ дуратайб», «Тоодэй». Работа с мехом и кожей – брошь для мамы. Учить подбирать мех и обрезки кожи для изготовления женских украшений, закреплять знания о бурятском бытовом орнаменте. Воспитывать доброе, заботливое отношение к самому дорогому человеку – матери. 1-2 Подарок маме 2 Вспомнить с детьми сказку «Репка». Показать Инсценирование сказки видео постановку сказки на бурятском языке. «Репка» Раздать детям роли. Повышать интерес детей к бурятскому языку. 1 2 1 16 3 4 Манай γнгэнγγд Манай γнгэнγγд Знакомство с цветами. Расширение словарного запаса: улаан, ногоон, шара, сэнхир, хара, боро и т.д. 2 Энэ ямар малгайб? – Энэ ногоон малгай. Знакомство с цветами. Расширение словарного запаса: улаан, ногоон, шара, сэнхир, хара, боро и 2 т.д. Энэ ямар малгайб? – Энэ ногоон малгай Апрель 1 Һолонго Развивать творческое мышление и воображение. 2 Игра «Таагты» 2 Шэдитэ биирэ Нарисовать «волшебными красками» узоры и орнаменты. Организовать выставку работ. 3 Манай хубсаhан Ознакомить с гардеробом: верхняя одежда – дэгэл, малгай, гутал, бээлэй 2 2 Легкая одежда: γмдэн, самса, оймhон Игра «Магазин» 4 4 Расширение словарного запаса: дулаан самса, нооhон оймhон, арhан дэгэл, хабшуу гутал Бурятский народный костюм 1 Рассказать о бурятском народном костюме, его разновидностях, назначении. Показать отличие от русского костюма. Воспитывать интерес к 2 истории происхождения бурятского народного костюма. Составить с детьми примерные модели национальной одежды, украсить их. Май 1 Манай эдеэн 2 Манай эдеэн 3 Проект «Белая пища бурят» Рассказать о еде бурятского народа (молочная пища, мясная) Расширение словарного запаса: hγн, тараг, аарса, хилээмэн, мяхан, хартаабха Игра «Съедобное, несъедобное», «Эдеэнэй магазин» Провести с детьми небольшую исследовательскую работу по теме «Белая пища». Включить родителей в совместную деятельность ( подготовить рецепты 1 1 2 17 традиционных молочных блюд). 4 Дабталга Жэл соо гараhанаа дабталга. Повторение пройденного материала. 1 Всего: 68 часов 18 Перспективное планирование в подготовительной группы Неделя Тема Кол-во часов Задачи Сентябрь 1 Вводное занятие «Познакомимся» «Танилсалга» Пробудить интерес к изучению бурятского языка; учить детей уважительно относиться друг к другу; создание условий в процессе общения; научить детей приветствовать друг друга и знакомиться на бурятском 2 языке; познакомить со следующими словами и фразами: сайн байна (здравствуйте), мини нэрэ…(меня зовут…), шинии нэрэ хэн бэ,(как тебя зовут?) би(я), ши(ты), та (вы). 2 Минии уг гарабал. Генеалогическое древо. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»; учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа; расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию 2 ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи; Развивать: монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов; Воспитывать: уважение к старшим членам семьи; аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа. 3 Манай сэсэрлигтэ Знакомство с садиком. Формирование представления о работе в детском саду, о группах; научить детей 2 правильно называть на бурятском языке предметы. 4 «Алтан намар…» Заучивание бурятских народных пословиц, поговорок об осени. Развивать память, воображение, интерес к 2 бурятскому народному фольклору. Октябрь Ввести в словарь детей новые лексические единицы: огороодой эдеэн – овощи; морхооб – морковь, хапууста – капуста, хартаабха – картофель, угэрсэ – огурец, намар – осень, свекло – свекла. 1 Огороодой эдеэн 2 Манай нγхэд (зэрлиг Познакомить детей с домашними и дикими 2 2 19 ба гэрэй амитад) животными. Научить их отличать и называть на бурятском языке. Познакомить детей с «табан хушуу мал». 3 Табан хушуу мал (пять драгоценностей) 4 Буряад литэ.12 жэл Познакомить детей с 12 годами. Расширить словарный 2 запас. 4 Зэрлиг амитад Расширять словарный запас детей: байгаали, зэрлиг, баабгай, шоно, заряа, хэрмэн, хулгана Расширять словарный запас: морин, хонин, тэмээн, γхэр, ямаан 2 1 Ноябрь 1 1-2 Гэрэй амитад Расширять словарный запас: миисгэй, нохой, гахай, хонин и т.д. 1 Фонетическая зарядка – счет от одного до десяти и обратно, счет десятками до ста на бурятском языке. Речевая разминка: игра-разминка «Пересчет». Работа по аудиодиску: цвета на бурятском языке. Тренировка Υнгэнγγд, жэлэй 4 саг 2 в речи – упражнения по называнию различных предметов на бурятском языке, составление предложений с вопросом «ямар?». Разучивание считалок. Игра «Саһахан», «Молекула». 2-3 Жэлэй 4 саг 3-4 Манай хубсаhан 4 Манай хубсаhан 4 Манай хубсаhан Повторение пройденного материала предыдущего года. Знакомство с новыми словами: намар, γбэл, зун, хабар, дулаан, хγйтэн, мγльhэн, хайлаха, хγрэхэ… 2 Фонетическая зарядка – дифтонги. Работа по картинкам: тема «Одежда», «Обувь». Работа по 1 аудиодиску: цвета на бурятском языке. Тренировка в речи – упражнения по называнию цветов одежды на бурятском языке, составление предложений 1 с вопросом «ямар?». Раскрашивание рисунков по теме «Одежда». Игра 1 «Одень мальчика», «Одень девочку». Декабрь 1 Бурятский костюм Расширять знания детей об истории бурятского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Обратить внимание детей на орнаменты на одежде. 1 Расширять словарный запас детей словами: дэгэл, малгай, гутал, самса. Воспитывать желание познавать лучшие традиции бурятского народа. 20 1 Девушка в национальном костюме Закреплять знания детей об изготовлении и украшении одежды. Воспитывать желание познавать лучшие традиции бурятского народа. Закреплять навыки 1 рисования красками, закреплять умения детей оформлять работу в цвете, используя элементы декоративной росписи. 2 Эхэнэр хγнэй гоёолто Познакомить детей с традиционными видами (поделка Медальон из украшений у бурят. Развивать художественный вкус. кожы и пайеток). 1 2 Шэнэ жэл Знакомство с историей происхождения Нового года. Повторение материала предыдущего года. 1 3 Шэнэ жэл Исследовательская работа «Как встречают новый год в 1 других странах» 3-4 Шэнэ жэл Подготовка к новому году. Приготовление новогодних 2 игрушек, подарков 4 Манай бэе Знакомство с физиологией. Расширять словарный запас детей: нюдэн, хамар, аман, гар, бэе, хγл, шγдэн. 2 Игра «Эмнэлгын газар» Январь Праздничная неделя 1 Манай бэе Знакомство с физиологией. Расширять словарный запас детей: нюдэн, хамар, аман, гар, бэе, хγл, шγдэн. 2 Игра «Эмнэлгын газар» Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; 2 Здоровый образ жизни . развивать понимание значения: гигиенические процедуры, закаливание водой, занятия физкультурой; формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; 2 воспитывать понятие о здоровом образе жизни. 21 3 4 Тоолонобди Тоолонобди Фонетическая зарядка – песенка. Упражнения произношении звука өө. Речевая разминка по заданной конструкции (Скажите, кого в семье любите 2 больше всех?). Тренировка в речи – счет до десяти и обратно на бурятском языке. Разучивание считалок. Игра «Саһахан», «Молекула». Фонетическая зарядка – счет от одного до десяти и обратно, счет десятками до ста на бурятском языке. Речевая разминка: игра-разминка «Пересчет». Работа по аудиодиску: цвета на бурятском языке. Тренировка 1 в речи – упражнения по называнию различных предметов на бурятском языке, составление предложений с вопросом «ямар?». Разучивание считалок. Игра «Саһахан», «Молекула». Февраль Тоолонобди 1 Беседа о Байкале в цифрах Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи; • Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас; 1 • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность. Тоолонобди 1 2 2 Животный и растительный мир озера Байкал. Расширять представления детей о природе, об озере Байкал. Расширять представления детей о диких животных. Формировать умение обобщать по 1 существенным признакам. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. воспитывать любовь к культуре и природе Сибири Коллективное Развивать чувство формы, способности к композиции. изготовление макета 1 Воспитывать интерес к природе. озера Байкал Сагаалган Познакомить детей с бурятским народным праздником, с обычаями, традициями его празднования. Познакомить с национальными блюдами. Поиграть в национальные игры. 1 22 Бурятские традиционные праздники Дать представление детям о празднике Белого месяца. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа. Учить проявлять 1 уважение к старшим. Сагаалган Познакомить детей с традиционным танцем бурят «Ехор». 3 4 Беседа о происхождении восточного календаря. Чтение легенды о 12 животных. Дать детям первоначальное представление о восточном календаре. Познакомить детей с легендой о появлении 1 восточного календаря. Расширять словарный запас детей: луу, шандаган, нохой, гахай. могой и т.д. Март Утренник «Сагаалган» 1 1 1 Дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени, Беседа о маме сил отнимает у матери работа по дому; указать на Разучивание песни о необходимость помощи мамам. Воспеть образ мамы, маме. «Эжыдээ самого близкого дорогого человека через дуратайб» художественную литературу, песни. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков ( любви, сочувствия) 1 2 Эжыдээ бэлэг Работа с мехом и кожей –брошь для мамы. Учить подбирать мех и обрезки кожи для изготовления женских украшений, закреплять знания о бурятском бытовом орнаменте, воспитывать доброе, заботливое отношение к самому дорогому человеку -матери. 1 2-3 Буряадай заншалта эдеэн. Дать понятие о традиционной пище бурят (рассказать детям о мясных блюдах, о молочных продуктах). Дать 2 детям первоначальное представление о том, что традиционно пищей бурят является молоко. 3-4 Закрепить знания об устройстве бурятской кухни, о Гостеприимство кухонной утвари, мебели. Закрепить названия бурят. День рождения традиционных продуктов питания. Разучивание с куклы Арюны детьми бурятской детской песни Эдеэн – 4 Устное народное творчество бурятского народа: пословицы, поговорки, загадки, 2 Приобщать детей к истокам бурятской народной культуры, знакомя с бурятскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для 2 изучения народной жизни. Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными 23 благопожелания про выражениями. пищу, национальные блюда Апрель 1 Моя малая родина – Бурятия Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине. Рассказать о достопримечательностях, об известных людях. 2 2 Минии нютаг Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине. Рассказать о достопримечательностях Бурятии, послушать гимн Бурятии, рассмотреть герб. 1 3 Познакомить детей с известными деятелями культуры Известные деятели Республики Бурятия: писателями, художниками, культуры Республики 1 танцорами. Дать детям первоначальное представление Бурятия о творчестве этих известных деятелей. 3 Экскурсия в музей Закрепить знания детей о культурных ценностях бурятского народа. 4 Манай гэр Дать представление о жилищах: дом, юрта. Расширять 1 словарный запас детей. 4 Конструирование юрты из войлока Создание выразительных образов юрты из бросового материала, развивать образное мышление и мелкую моторику рук. 1 1 Май 1 Предметы быта (расписной сундук, берестяная посудакадушка, туесок, маслобойка, чашка, нож) 2 Через исследовательскую деятельность (опыты), через информативно – поисковую деятельность заложить основы знаний о музее; развивать познавательный Поисковоинтерес к окружающему, развивать мыслительную исследовательский активность воображения, умение делиться с 1 проект «Музей ДОУ» окружающими людьми приобретенным опытом. Активизация родителей к подбору информации и материала для детей и участие в совместных досуговых мероприятиях. 2 Сурхарбаан. Эрын гурбан наадан Продолжать знакомить детей с утварью бурятской юрты. Продолжать закреплять умения лепить из глины посуду. Расширять знания детей о народном празднике СурХарбан. Рассказать детям о происхождении этого праздника, о традиционных видах спорта. Устроить спортивные состязания среди детей старшего 1 1 24 дошкольного возраста. 3 Υhэ хайшалаан. Милаан (Обряд) Познакомить детей с обрядом Милан. Показ видеофрагмента обряда. 1 3-4 Итоговое занятие Повторение всего пройденного материала 1 Итого: 68 часов 25 Литература: 1. Д.Д.Могоева «Амар сайн, γхибγγд!» Улан-Удэ, Издательство бэлиг, 2002 2. Э.П.Нанзатова «Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад- школа», Улан-Удэ, 1994. 3. Г-Х.Гунжитова., О.А.Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар мэндэ-э!» Учебно-методический комплекс. Улан-Удэ, 2014. 4. «Баргууша Байгал хоёр» Улан-Удэ, 2014 5. «Баргуша и Байкал» Улан-Удэ, 2014 6. «Большая советская энциклопедия» по ред.А.М.Прохорова. Москва 7. «Буряад хэлэнэй сахим hургаха ном» Электронный учебник бурятского языка. 8. «Психологическая энциклопедия» под ред.Р.Корсини, А.Ауэрбаха. 2 изд. 9. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»: Сборник статей. – Улан –Удэ: Изд-во БГУ, 1998. – 54 с. 10. «Я-ты-мы» (программа социально-эмоционального развития дошкольников) – пособие для педагогов и психологов. 11. А. Н. Колмакова, В.А. Малисова. «Тоонто нютаг. Родной край»: Образовательная программа. - Улан-Удэ, 2005 г. 12. А.Б.Мангатханов «Часын хθθрθθн». Улан-Удэ, 1958. 13. А.Мешкова «Υндэhэтэнэй хубсаhан. Национальный костюм» книжка-раскраска. Иркутск, 2014 14. Амиды γзэглэл, Улан-Удэ, 2015 15. Б. Сыренов «Байгаалиин баялиг. Прекрасный мир природы», Улан-Удэ, 2011. 16. Б.Абидуев «Тэхэ бабанын тγγхэ». Улан-Удэ, 2015 17. Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: Книга для учителя и родителей. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014. – 32 с 18. Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа» г. Улан – Удэ, изд. Бэлиг», 1994г. 19. Д.Д. Могоева Методическа заабаринууд. Буряад хэлэнэй занятинууд. – Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1989 он. – 83 с. 20. Д.Д. Могоева. « Сагаан дали»: Буряад хэлэнэй программа. – Улаан – Удэ, 1999. 21. Д.Д.Могоева «Туhатай болооб», Улан-Удэ «Бэлиг», 2003 22. Д.Доржиева «Хараасгай, хараасгай, хаана γбэлдθθ амарбаш?» 23. Д.Жалсараев «Будамшуу» 24. З. Б. Лопсонова «Преемственность в воспитании этнической культуры у дошкольников и младших школьников» г. Улан – Удэ, 2000г. 26 25. З. Б. Лопсонова, Г. С. Малунова «Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят»: Методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. – 104 с. 26. Интернет-ресурсы 27. Кулагина «Возрастная психология» 28. О.Б. Лхамажапова «Минии буряад хэлэн Мой бурятский язык: словарь. Улан-Удэ: Издательство «Багульник», 2013. – 56 с. 29. О.Е.Громова «Путь к первым словам и фразам», Москва, 2008 30. Ц.Ц.Дондогой «Эреэн маряан дэбтэр», Улан-Удэ, 1997 31. Э.Дугаров «Буян далай Сагаалган», Улан-Удэ «Бэлиг», 2011 32. Э.Дугаров «Хγγгэдэй амаршалгын ном». Улан-Удэ, 2014 33. Э.Дугаров «Эрдэм хγбγγнэй дэбтэр» Улан-Удэ, 2014 27