Паспорт программы Срок реализации: 1 год Количество часов в неделю: 1 час Возрастная группа: средняя Цель: - развитие речи и сохранение бурятского языка посредством театрализованной деятельности Ожидаемые результаты: - знание домашних и диких животных на бурятском языке; - знание частей тела на бурятском языке; - знание цвета и величины на бурятском языке; - развитие сценических качеств; Материально – техническое обеспечение: - все виды театров; - ширма; - сцена; - уголок бурятского быта (предметы быта, утварь, и т.д.); - национальная одежда как для взрослых, так и для детей; Методическое обеспечение: - детская художественная литература; - картины, иллюстрации: - папки- передвижки с различной тематикой; - календарь «Литэ» (12 животных); - газета «Толон» Пояснительная записка Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей на бурятском языке? Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В своей работе, решая задачу развития речи на бурятском языке детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем все вида театров: кукольный, пальчиковый, теневой и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета. Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею, в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Цель: Создание условий, способствующих развитию речи на бурятском языке детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Задачи работы: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Обогащать словарь детей на бурятском языке, активизировать его; Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности. Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год. Программа охватывает детей средней группы. Количество занятий в неделю – 1 раз, продолжительность занятий 20 минут. Учебный план № Наименование образовательн ых услуг Кол-во часов В неделю Всего групп 1 . «Хонхохон» один раз в неделю Итого: количество обучающихся 1 25 1 25 возраст обучающихся 4-5 лет Учебно – тематический план № Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов, в том числе 1. Знакомство с домашними теоретических практических 2 1 животными 1.1. Знакомство домашними животными 1.2. Распределение ролей 1 1 1.3. Постановка сказки «Репкэ» 2. Знакомство с дикими животными 2.1. Знакомство с дикими животными 2.2. Распределение ролей 1 2 1 1 2.3 Постановка сказки «Гэрхэн» 3. 4. 5. 6 1 Знакомство с частями тела 2 3.1. Знакомство с частями тела 1 3.2. Распределение ролей 1 3.3. Постановка сказки «Улаан Малгайхан» Знакомство с цветами 2 4.1. Знакомство с цветами 1 4.2. Распределение ролей 1 1 1 4.3. Постановка сказки «Гурбан поршоонхо Знакомство с семьей 2 5.1.Знакомство с семьей 1 5.2. Распределение ролей 1 5.3. Постановка сказки «Минии эбтэй булэ Знакомство с 12 символами года 6.1.Знакомство с 12 символами 1 1 1 1 1 2 1 1 года 6.2. Распределение ролей 6.3. Постановка сказки «12 жэл» 1 1 7 Знакомство с одеждой 2 7.1 Знакомство с одеждой 1 7.2 Распределение ролей 1 7.3 Постановка сказки «hалан 1 1 hама» 8 Знакомство с действиями 2 8.1 Знакомство с действиями 1 8.2. Распределение ролей 1 8.3 Постановка сказки «Балма 1 1 Баабгай хоер» 9 Итоговое театрализованное 7 представление 9.1 Сказка «Репкэ» 1 9.2 Сказка «Гэрхэн» 1 9.3 Сказка «Улаан малгайхан» 1 9.4 Сказка «Гурбан поршоонхо» 1 9.5 Сказка «Минии эбтэй булэ» 1 9.6 Сказка «hалан hама» 1 9.7. Сказка «Балма Баабгай хоер» 1 Список литературы 1. « Программы бурятского языка» Д.Д. Могоевой 2. «Одон» журнал 3. «Толон» газета 4. Ошоров Д.Д,.Батоев Б.Б, Могоева Д.Д. Табан хурган .- Улан – Удэ, 1985 5. Протасова Е.Ю. Дошкольный возраст: современные методы обучения второму языку//Дошкольное воспитание. 2003. -№ 3. С. 72-74. 6. Тумурова С.Ю.Игры и забавы бурят.- Чита: РИЦ Мысль 2001. 7. Харташкина Р.Х. Взаимодействие русского и бурятского языков в области лексики – Иркутск, 1969 8. Шэгшуудэй - Улан – Удэ: Бэлиг, 2004 9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.–М.: Академия, 1999. 10. Будаев Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. Улан-Удэ:Бурятское книжное издательство, 1973 11. Дондокова, Ц-Д.Д , Бадмаев И-Б.Б.,.Табхаев Л.Д Барбаадай- Улан – Удэ, 1987 12. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю., Винникова Е.Е., Счастная О.Э. Народные подвижные игры. М., 1990. 13. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей /Сост. Л.Е. Стрельцова. –М.: Просвещение, 1992. -256с. 14. «Амар мэндэ-э!»: Гэрхэн, Минии эбтэй булэ, Репкэ, Гурбан поршоонхо, hалан hама, Балма Баабгай хоер, Улаан малгайхан. – Улаан – Удэ: «Бэлиг», 2014.