27.12.2018
Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ
Детский сад - это первое социальное учреждение, с
которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые
встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с
требованиями в семье, а могут и отличаться. Многие родители опасаются, не будет
ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в среду
детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома.
Сложность задачи для многих мам состоит в том, что адаптация к детскому
саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему
больше самостоятельности, и в конце концов, способствовать обретению им
независимости от самих родителей.
Первый шаг на пути к этому
– отлучение ребенка от груди, к которому ребенок оказывается готовым к концу
первого - началу второго года жизни. Некоторые мамы не справляются с задачей
отлучения от груди, продолжают удерживать малыша в тесном телесном контакте,
хотя биологической потребности в материнском молоке у него уже нет, и тем самым
способствует формированию психологической зависимости от ухаживающего за ним
взрослого. В норме в этот период развития мама становится для ребенка, в первую
очередь, партнером по играм, по освоению предметного мира и окружающего
пространства. Однако некоторым мамам кажется, что такой переход прервет их
эмоциональную связь с любимым чадом. Удержание ребенка в симбиотической связи,
отвечавшей потребностям предыдущего периода развития, ведет на данном этапе к
инфантилизации. Психологи считают, что с переходом на новый этап отношений с
родителями, ребенок не теряет чего-либо ( безопасность, защиту, эмоциональную
связь и т.д), а наоборот, приобретает новый опыт построения отношений с
близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления.
Как родителям готовить ребенка к поступлению в ДОУ
Накануне поступления в ДОУ
будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно,
формировать у ребенка навыки самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме
необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего,
такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя
раскованно и свободно. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на
полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой
и недорогой, чтобы у мамы не возникло желания отчитывать ребенка за то, что он
испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на
смену.
Если ребенок единственный в
семье, часто болеет, испытывает страхи, то вхождение в детский сад должно быть
постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и
ребятами, посмотреть игрушки, показать игровую комнату, спальню, вызвать
интерес к новому окружению и вернуться домой. В зависимости от поведения
ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
Залог успешного посещения
ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно
сотрудничать.
Воспитатель играет
существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с
другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным
сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает
в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Важно узнать у
воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и
требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы
адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю
об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.
Важнейшей задачей родителей
– мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении
дошкольного учреждения. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или
яслям единственные дети в семье, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие
к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Чтобы облегчить ребенку
адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его
коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Способствовать
его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться не вмешиваться в его общение
с другими детьми ( по крайней мере, пока нет открытого конфликта).
Осложняющим фактором
адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети неправильно
усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со
сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются,
сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.
Родителям необходимо
проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он
выполняет и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах
и помогать в адаптации.
Однако не слишком назойливо
расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из
детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и
по родителям – поэтому маме не следует, приведя ребенка домой,
сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на
коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений.
Другой источник напряжения
– повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В
этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «
побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные
эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка,
чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной
невротических расстройств.
Наблюдая за малышом,
взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему
расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с
домашними животными или активные игры во дворе и т.д.
Обычно период адаптации
заканчивается к концу второго месяца.
Что делать, если возникают трудности в адаптации
Влияет на адаптацию и
возраст поступления в ДОУ. Малыши настороженно относятся к незнакомым людям. У
некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и это приводит к тому,
что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще
болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше
подольше подержать дома, просто посещая группы развития.
Годовалые дети и дети трех
лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в проявлениях
негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные
протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. Надо
поинтересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если
малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, значит, адаптация идет
благополучно.
Родителям необходимо
интересоваться играет ли ребенок в группе с детьми, легко ли сходится со
сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. Ведь наиболее успешно
проходит адаптация, когда и в группе, и в семье требования будут
похожими.
Необходимо учитывать также
и темперамент ребенка. Хуже всего себя чувствуют дети с флегматическим и
холерическим темпераментом.
Холерики, особенно
мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Но
труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за
темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку,
поесть.
Легче адаптируются
дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытали
проблем с детским садом. Если оба родителя не отличаются общительностью,
ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.
Если адаптационный период
затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в
вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не
просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Маленькие дети не
всегда могут сформулировать свои мысли и чувства, но могут выразить их в
процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с
медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно, лучше подождать с детским садом
до 4-5 лет или отдать малыша в группу развития, где детей немного и есть
специалисты, помогающие малышам адаптироваться. В сложных случаях родители
могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, работающим в детских
садах и центрах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2018
Дата обновления: 08.05.2019
Дата публикации: 27.12.2018