Поступление в школу вносит большие перемены в
жизнь ребенка, коренным образом изменяются условия жизни. В дошкольном
возрасте ведущей деятельностью для ребенка была игровая деятельность, с
поступлением в школу на смену ей приходит учебная. В элементарных формах
учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила
второстепенный характер; мотивы учебной деятельности дошкольника также были
преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более
высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения.
Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и
сверстниками требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность
приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована
у старших дошкольников.
«Психологическая готовность к школе» является широко распространенным и
активно используемым самыми различными специалистами. Важно понимать, что
готовность к школе не сводится к овладению определенным набором навыков, а
включает в себя гораздо больше компонентов.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной
зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической
готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок
«становится способным принимать участие в школьном обучении», или как
«овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими
необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы
поведенческими характеристиками»
Российские психологи под психологической
готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников. Таким образом, психологическая
готовность — сложное образование, для понимания которого необходимо более
подробно рассмотреть составляющие.
К числу компонентов психологической готовности
к школьному обучению относится:
Физическая готовность. На адаптацию к школе могут повлиять не
только физические особенности, но и тип высшей нервной деятельности. В
шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей
нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с
сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать
или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое
внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они
достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп
и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив,
медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них,
как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не
могут долго и интенсивно работать.
Интеллектуальная готовность. Будущий школьник должен иметь развитую
способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими
мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение,
классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать
причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать
противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий
и обобщенных способов решения практических задач в школе.
Эмоционально-волевая готовность. Эмоциональная сфера личности дошкольника
характеризуется: интенсивностью проявления эмоций, непосредственности в
проявлении эмоций, быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью
эмоций. Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно
управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов,
действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой
уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется
психическая активность. Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо
потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни
ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную
устойчивость.
Личностная (в том числе мотивационная) готовность. О наличии внутренней позиции школьника
следует говорить в том случае, если:
·
ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней
положительно, как к совершенно естественному событию в жизни
·
стремится к получению новых знаний и признает необходимость
обучения
·
положительно относится к существующим в школе правилам и нормам
поведения,
·
признает авторитет учителя.
Несформированность внутренней позиции
школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего
школьного возраста.
Социально-психологическая (коммуникативная)
готовность. Готовность детей
к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими
детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не
ущемляя своих интересов. Многие 6-7 летние дети испытывают психологические
трудности, особенно когда они должны вступать в межличностные отношения,
совместно решать учебные задачи. Повышенную тревожность вызывают ситуации
публичных выступлений, ответов у доски, командные игры – ситуации, в которых
ребенку нужно проявить себя, представить себя окружающим.
Все рассмотренные составляющие психологической
готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у
старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической
учебной деятельности в школе.
Однако недостаточный уровень развития одного
из компонентов может привести к нарушению адаптации. Период адаптации к школе
является очень сложным для первоклассников. Сроки адаптации первоклассников
могут быть различными. Оптимальный адаптационный период составляет один-два
месяца. Обычно динамика заметна на протяжении первого полугодия. Однако у
определенного количества детей этот процесс продолжается, и не завершается, в
течение первого года обучения.
Психологическая диагностика готовности ребенка к школе включает:
определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления,
памяти; а также - эмоционально-волевой готовности, личностной,
коммуникативной готовности. Что поможет определить и своевременно
предотвратить возможные сложности адаптации ребенка к школе. Психолог
предложит индивидуальные рекомендации по развитию познавательных процессов,
формированию школьной мотивации, при необходимости – программу развивающих
занятий. В процессе диагностики используются профессиональные психологические
методики. Мы гарантируем конфиденциальность и надежность результатов.
|