28.09.2022
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА
К ДЕТСКОМУ САДУ
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация
(от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться
к различным условиям внешней среды.
Социальная
адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу),
принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям
пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение,
способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
ВЫДЕЛЯЮТ
ТРИ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ
Легкая
адаптация (20-30 дней)
Средняя
степень адаптации (30-60 дней)
Тяжелая
степень адаптации (60-120дней)
Легкая
адаптация
-
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное
состояние и т.д.),
-
изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за
20-30 дней;
-
характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не
изменяются;
-
функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели,
заболеваний не возникает.
-
основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя
адаптация
все
нарушения выражены более и длительно :
-
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней,
-
речевая активность (30-40 дней),
-
эмоциональное состояние (30 дней),
-
двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в
норму за 30-35 дней,
-
взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,
-
функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например,
острая респираторная инфекция).
Тяжелая
адаптация
-
сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
- снижением аппетита (иногда возникает рвота
при кормлении),
-
резким нарушением сна,
-
ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
-
отмечается проявление агрессии,
-
подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен,
иногда происходит волнообразная смена настроения),
-
обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности,
возможна временная задержка в психическом развитии,
-
при тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и
продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу
сверстников.
Адаптационный период
можно условно разделить на 3 этапа:
I этап - подготовительный.
-
Его следует начинать за 1-2 месяца до
приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие
стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к
новым для него условиям.
-
Коррекцию необходимо провести в домашних
условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную
систему ребенка от переутомления.
-
Необходимо обратить внимание на формирование
навыков самостоятельности.
-
Ребенок, умеющий есть, самостоятельно
одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным,
зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.
-
Умение самостоятельно занять себя игрушками
поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту
отрицательных эмоций.
Главная задача данного этапа - создание
положительного образа воспитателя.
- Родители должны понимать важность этого
этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
-
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов
родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а
ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство
физической и психической защиты.
III
этап
– заключительный
-
Чтобы
привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно
сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально).
-
В
течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 2 часа, затем время увеличивают
на 1,5-2 часа.
-
Следует
помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение,
самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Объективные показатели
окончания периода адаптации
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- активное поведение ребенка;
- соответствующая возрасту нормальная
прибавка массы тела.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей
сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до
двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального
состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную
прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.
Советы родителям
- При ярко выраженных отрицательных
эмоциональных состояниях ребёнка целесообразно воздержаться от посещения
детского сада на 2-3 дня.
- Расскажите родным и знакомым в
присутствии ребёнка:
v Что
вы уже ходите в детский сад.
v Какой он молодец.
v Ведь
он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу.
v В
детском саду тебе будет интересно, ты познакомишься и подружишься с другими
ребятами и взрослыми.
v Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером
заберу.
v Ты
мне расскажешь, что у тебя было интересного, что ты узнал нового.
- Придумайте традицию – прощания или
приветствия (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся»).
- Эти простые, но регулярно повторяющиеся
мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной,
когда говорит : «Пока, скоро увидимся!»)
- Расставание не следует
затягивать, прощайтесь легко и быстро.
- Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше
спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно
смело отправляться в группу.
-
Постарайтесь пораньше забирать
ребёнка из детского сада, он очень
скучает.
- В период адаптации будьте терпимы к
изменившемуся поведению ребёнка.
- Вы же взрослый человек и понимаете, что
он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно
привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю режиму.
- По утрам когда собираетесь в
детский сад, старайтесь создавать
спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте
предстоящий день.
- Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.
Наши
занятия
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.09.2022
Дата обновления: 29.09.2022
Дата публикации: 28.09.2022