27.05.2022
«Учитель
и ученик растут вместе…»
Конфуций
Актуальность
Мы - учителя бурятского языка, работающие по программе «Бурятский язык
как государственный», сталкиваемся с проблемой произношения некоторых звуков
учащимися, не носителями языка. Например: h, ɣ, ɵɵ и дифтонги. Как помочь
ученикам преодолеть трудности в произношении бурятских звуков. Облегчить
процесс усвоения учебного материала. Увлечь их изучением бурятского языка.
Чтобы уроки
бурятского языка были интересными, уйти от скучных грамматических упражнений и
чтобы они преодолели языковую преграду я решила использовать арт-педагогику,
которая помогает изучению закономерности воспитания и развития человека
средствами искусства.
Цель
арт-педагогики – активизация познавательной деятельности учащихся
средствами искусства: развитие творческого воображения; эмоциональной памяти;
гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и
их социализация. То есть помочь ребенку научиться понимать себя и жить в
ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать
окружающий мир.
Основной технологией
арт-педагогики является игра.
Проанализировав
большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала
игровую технологию, которая может помочь решить, на мой взгляд, названные
проблемы.
Цель: применение приёмов игровых технологий как способ
мотивации на уроках бурятского языка.
Задачи:
·
способствовать
расширению и углублению знаний;
·
стимулировать интерес
учащихся к изучению предмета;
·
развивать умения
коммуникативной деятельности;
·
способствовать
всестороннему развитию личности;
·
способствовать
развитию и совершенствованию познавательных, умственных и творческих
способностей детей.
Реализация
игровых приемов и ситуаций в учебной деятельности происходит по следующим
основным направлениям:
- дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная
деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный
материал используется в качестве ее средства;
- в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую;
- успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры
способствуют выполнению следующих методических задач:
·
созданию
психологической готовности детей к речевому общению;
·
обеспечению
естественной необходимости многократного повторения языкового
материала;
·
тренировке детей в
выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной
спонтанной речи.
Хочу предложить
несколько занимательных игр, которые я использую на уроках бурятского языка:
«Хэн тɣргэн
бэ?» Цель: формирование активных
лексических навыков лексических единиц по теме «Животные», «Птицы». Ход: класс
делится на две команды, которые должны записать на доске как можно больше слов
по теме.
«hармагшан» Цель: формирование активных лексических навыков
лексических единиц по теме «Глаголы», «Имя прилагательное». Ход: ведущий должен
изобразить какое-либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется,
если ученики придумывают смешные варианты.
«Шэдитэ абдар» Цель: формирование активных лексических навыков слов
(ластик, тетрадь, клей, книга, линейка). Ход: ученики встают в круг, и, пока
звучит музыка, передают друг другу волшебный сундучок. Когда музыка
останавливается, тот, у кого в руках окажется сундучок, достает оттуда листок,
читает и переводит слово, написанное на нем.
«Агаарай
долгиндо-уларил»- при прохождении
темы «Погода». (Ведущий телестудии).
«Малгай
нюулга» - при прохождении тем
«Одежда», «Школьные принадлежности».
«Бэhэлиг
нюулга»- при прохождении тем «Числа»,
«Части тела».
«Шагай
наадан»- при прохождении тем «Числа»,
«Домашние и животные», «Дикие животные».
«Шэдитэ
нюуса»-интеллектуальная викторина, при
прохождении тем «Семья», «Моя родословная», «Известные люди Бурятии»,
«Профессии», «Животные», «В гостях у сказки», «Бурятия», «Бурятская
национальная кухня»-(в компьютерном варианте).
Инновационный
подход в применении игровой технологии на основе компьютерной поддержки
становится очень действенным методом для развития и совершенствования
познавательных, умственных и творческих способностей учащихся.
Именно в игре
возникает естественная потребность многократного повторения языкового
материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого варианта, что
является подготовкой к ситуативной речи. Учитывая возрастные особенности
учеников и дидактические возможности игры, рекомендуется использовать элементы
игровых технологий на каждом уроке как средство развития навыков употребления
грамматических структур и лексических единиц, чтения и письма.
Применение
игровой технологии способствует:
- созданию
благоприятного психологического климата на уроке;
- мотивации и
активизации познавательной деятельности учащихся;
- возможности
использования знаний, опыта, навыков общения в разных ситуациях;
- повышению
эффективности учебного процесса;
- сохранению
интереса учащихся к изучаемому предмету;
- уважению к
бурятскому языку и культуре народа;
Игра является
инструментом преподавания, который активизирует деятельность обучаемых,
позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет
учащихся волноваться и переживать. Игры, которые я широко применяю на уроках
бурятского языка, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Это мощный
стимул в овладении языком. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение,
активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки
аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные
способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что
сказать. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения языку интересным и
увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и
тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Использование
игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить
интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Применение
игровых технологий в учебной деятельности показывает, что ребенок, играя,
развивается, исчезает свойственный им страх перед незнакомым языком, в азарте
общей работы, в условиях ограниченного времени нет времени хныкать: «А я не
умею…».
Таким образом,
практика показала, что при их использовании, учащиеся активно и охотно
трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал, а главное, умеют им
практически пользоваться. Каждый ученик, участвуя в игре, постепенно
приобретает уверенность, успешность и состоятельность, что повышает интерес к
предмету, а значит, повышает мотивацию обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2022
Дата обновления: 28.10.2022
Дата публикации: 27.05.2022