08.09.2022
Игры, используемые на занятиях бурятского языка у дошкольников для введения
и закрепления изученного материала и активизации учебного процесса
Игра является инструментом
преподавания, который активизирует деятельность обучаемых, позволяет сделать
учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет детей волноваться и
переживать. Игры, которые я широко применяю на занятиях бурятского языка, могут
помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Это мощный стимул в овладении языком.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и
грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре
развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается
принятие решения: как поступить, что сказать. Обучающие игры помогают сделать
процесс обучения языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на
занятиях можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие
приобретает увлекательную форму. Использование игр на занятиях повышает
эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к
изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Применение игровой технологии
способствует:
- созданию благоприятного психологического климата на
занятиях;
- мотивации и активизации познавательной деятельности
учащихся;
- возможности использования знаний, опыта, навыков общения
в разных ситуациях;
- повышению эффективности учебного процесса;
- сохранению интереса учащихся к изучаемому предмету;
- уважению к бурятскому языку и культуре народа;
1. « Веселый счет»
Мяч передается по кругу на счет: нэгэн, хоёр, гурба, дγрбэ, таба, баяртай!
Выбывает тот, у кого мяч оказался в руке на «баяртай». Игра длится до тех пор,
пока из всех игроков останется один. Который и станет победителем.
2. «Коридор»
Попросите детей разбиться на пары, взяться за руки, встать пара за парой и
поднять высоко над головой соединенные кисти рук, образовав
«коридор».
Ведущий должен пройти по «коридору» и выбрать одного из игроков в любой паре,
спросить его, кто он (Та хэмта? Ши хэмши?) и как его зовут (Хэн гэжэ
нэрэтэйбши?).
Ребенок должен ответить: «Би басаган, би хγбγγн. Би … нэрэтэйб.). Затем ведущий
говорит: «Иди сюда!» (« ерэ наашаа»)- и берет игрока за руку. Малыш отвечает:
«С удовольствием!» («hайн даа»). После этого по «коридору» проходит новая пара
и встает после остальных игроков. Новым ведущим становится тот, кто остался без
пары.
3. « Золотое колечко» («Алтан бэhэлиг»)
Ведущий прячет колечко между ладонями. Дети становятся полукругом,
складывая ладошки вместе. Ведущий подходит к каждому играющему и говорит,
раздвигая своими ладонями его ладони. Играющий должен ответить: «hайн даа».
Обойдя всех и незаметно отдав колечко одному из детей, ведущий говорит: «Алтан,
алтан наашаа». Игра продолжается: теперь водить будет тот, кто выбежал из
полукруга с колечком в ладонях.
4. «Испорченный телефон»
Дети сидят, образуя полукруг. Тому, кто сидит с краю, ведущий говорит слово на
бурятском языке (согласно пройденной или изучаемой теме). Слово передается на
ухо другу. Если последний игрок сказал слово, которое загадал ведущий, значит
«телефон не испорчен».
5. «Читай по губам»
Ведущий произносит бурятские слова без голоса. Игроки должны узнать слово
по движению губ ведущего.
6. «Съедобное-несъедобное»
Ведущий называет слово по-бурятски и кидает мяч ребенку. Малыш должен поймать
мяч, если слово обозначает съедобный предмет. Если же слово обозначает
несъедобный предмет, мяч ловить не нужно.
7.«Что в мешке?»
Ведущий складывает игрушки в мешок. Затем подносит к каждому игроку. Ребенок
запускает руку в мешок, и наощупь отгадывает, что это за предмет.
Говорит: «Энэ юумэн ….». Затем достает из мешка, и все смотрят, правильно ли он
назвал.
8. «Чего не хватает?» («Юун дутууб?»)
Ведущий расставляет игрушки. Просит детей назвать их и запомнить и по команде
«Нюдоо хаагты!» закрыть глаза. Затем убирает одну из игрушек и по команде
«Нюдоо нээгты!» просит детей открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
9. «Светофорчики»
Ведущий и дети становятся друг напротив друга на некотором расстоянии. Ведущий
на бурятском языке называет цвет.
Дети должны найти у себя на одежде цвет, указанный ведущим,
продемонстрировать этот цвет и пройти на сторону ведущего.
Тот, у кого не окажется нужного цвета, должен на счет нэгэн, хоёр, гурба!
Перебежать на противоположную сторону. Если ведущий поймает
кого-то из детей, то пойманный и становится ведущим.
10. «Эхо»
Отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом учитель произносит пройденные слова.
Дети, как эхо, повторяют каждое слово вслед за учителем.
11. «Ород - буряад»
Если учитель называет бурятское слово, то дети хлопают.
Если русское-то не хлопают. (Игру целесообразно проводить на начальном этапе
изучения бурятского языка).
12. Игра «Амитан бологты!» («Превратись в животное»)
По сигналу учителя все дети разбегаются. На сигнал: «Амитан
бологты!» (хлопок в ладоши) все играющие останавливаются на месте, где их
застала команда и принимают какую-либо позу животного.
Учитель, подходя к детям, спрашивает: «Ши юумши?» Ребенок отвечает: «Би
миисгэйб, би шандаганби» .
13. Игра «Прятки»
Дети закрывают глаза. Ведущий прячет игрушку за спиной. Дети открывают глаза и
задают вопросы ведущему, пытаясь отгадать, кого он спрятал:
«баабгай», миисгэй, хулгана. А ведущий отвечает: «тиимэ, γгы». Тот, кто отгадал
идет водить следующим.
14. Угадай: кто он (она)?
Выбирается водящий из числа детей. Играющие называют признаки
одежды, по которым можно угадать загаданного ребенка. Улаан самсатай, хара
γмдэтэй. Водящий спрашивает: Ардан гγ?
15. "Карточки»
Дети рассаживаются полукругом и передают друг другу карточку, называя её.
Предварительно слово называет учитель. Для усложнения задания дети могут произносить.
16. «Запрещенные движения»
В начале игры водящий задает команду, которую нельзя выполнять(например, зогсо!
) и дает инструкцию: «Когда вы услышите команду зогсо!, вы должны остановиться
и не двигаться».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2022
Дата обновления: 28.10.2022
Дата публикации: 08.09.2022