программа Хун болохо багаhаа

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи по реализации Программы
1.1.2 Принципы к формированию Программы
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по освоению программы
детьми дошкольного возраста
2.1.2.Формы работы по ознакомлению дошкольников с национальнорегиональным компонентом
2.1.3. Взаимодействие с родителями
2.1.4. Перспективный план по национально – региональному
компоненту
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая среда.
3.1.1 Традиционные праздники
3.1.2. Программно-методическое обеспечение

3
4
4
5
7
8
8
9

14
14
14

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна.
Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего
поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира,
научить их любить свою малую Родину. Проблемы образования, при котором происходит
ознакомление детей с региональными особенностями культуры, являются важными в полиэтническом
обществе. В настоящее время перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать
самобытность культуры подрастающему поколению. Значимыми являются слова о том, что « сам
собой процесс вхождения ребёнка в культуру произойти не может», на становление и формирование
человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к
региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и
возрождением духовности, через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и
музыкального наследия родного края. Бурятия за свою долгую историю накопила огромный опыт
формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь народов,
населяющих её, создал своеобразную систему образования, содержание, формы, методы которого
закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве.
Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам,
где родился, и гордость за свой народ. И желание сохранять и приумножать богатства своего народа. В
связи с этим работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственнопатриотическому воспитанию детей:
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к обычаям и традициям бурятского и русского народов;
-расширение представления об искусстве, живописи, литературе, архитектуре, музыке родного
края;
-знакомство с государственными символами края: флагом, гербом, гимном. Важность задач
патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идёт о таких категориях, как
сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти
народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей
причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре,
материальным и духовным ценностям.
Приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является использование
материала в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Успех этого
приобщения возможен в том случае, если знания станут значимыми в деятельности ребёнка, т.е. будут
применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах
продуктивной творческой деятельности. Это в свою очередь требует создания определенных условий
для воспитания и развития ребёнка.
Региональная культура обусловлена качеством и этническим составом населения,
географическими, климатическими, социально-экономическими факторами.
Бурятия обладает специфической региональной культурой, являясь полиэтническим,
многоконфессиональным образованием.
На территории Бурятии в результате сложных исторических процессов сформировался
основанный на бурятском, и русском этносах определённый тип населения.
Программа «Хүн болохо багаhаа…» - это один из путей совершенствования воспитательнообразовательной деятельности в детском саду, усиление её патриотической направленности с учётом
3

социокультурных особенностей региона. Создание условий развития, воспитания и обучения ребенка
дошкольного возраста позволяет развивать у него активную творческую деятельность.
1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы
Цель: Приобщение дошкольника к региональной культуре Бурятии. Формирование целостных
представлений о родном крае, традициях и культуре народов Бурятии.
Задачи:
- повышать интерес детей и родителей к культуре родного края;
- способствовать овладению детьми целостными знаниями региональных особенностей культуры
Бурятии;
приобщение к истории возникновения родного села;
знакомство со
знаменитыми
земляками и
людьми,
прославившими
родной
край.
формирование представлений о достопримечательностях родного села.
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел,
традиций народов, проживающих в Бурятии;
формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге
Бурятии;
формирование представлений об озере Байкал, его обитателях;
ознакомление с картой Республики Бурятия.
- формировать логическое мышление, мелкую моторику рук, самостоятельную познавательную
активность дошкольников.
1.1.3.Принципы к формированию Программы.
1.Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественноисторического развития и носителя культуры, уникальности личности, её интеллектуальной и
творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития
задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.
2.Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого),
национальных и индивидуальных элементов воспитания.
3.Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой материал,
соответствующий возрастным возможностям детей, способствующих развитию личности ребёнка, его
коммуникативных умений, представлению о региональной культуре.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
К трём годам:
 Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «моё» по отношению к
селу;
 Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях;
 Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи;
 Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их
функции.
К четырём годам:
 Имеет первичные представления об истории своей семьи (кто такая бабушка? кто такой
дедушка?);

4

 В игровой деятельности отражает окружающую действительность РБ, мир взрослых людей,
профессии взрослых, работающих в с. Нижняя Иволга; детей других национальностей народов
Бурятии;
 Проявляет интерес к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в
РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам,
загадкам;
 Активно включается в организованные взрослыми бурятские игры.
К пяти годам:
 Ребёнок может подобрать к игрушкам и иллюстрациям соответствующую малую фольклорную
форму; пользуется средствами вербальной и невербальной выразительности при их
рассказывании; под руководством взрослого на основе малых фольклорных форм может
составить небольшой рассказ; может загадать несколько коротких загадок; активен в их
разгадывании;
 Может передать содержание некоторых бурятских сказок, с удовольствием принимает участие
в их инсценировке;
 Может назвать некоторые бурятские инструменты использует их в игровой
деятельности;
 Имеет представление о народном бурятском промысле – изготовление изделий из меха, кожи;
может использовать простые элементы для украшения;
 Активно включается в организованные взрослыми бурятские игры; - может назвать район, в
котором живёт, некоторые объекты социума своего района; рассказать о некоторых
культурных достопримечательностях с. Нижняя Иволга, выразить свои впечатления после их
посещения.
К шести годам:
 Ребёнок может использовать в речи некоторые бурятские пословицы и объяснить их смысл;
загадать загадки (о животных, предметах быта);
 В играх-драматизациях пользуется сюжетами, бурятских сказок; проявляет элементы
сочинительства новых сказок на основе нескольких;
 Называет некоторые русские, бурятские народные инструменты, может объяснить различие
музыкальных народных инструментов от шумовых; с удовольствием включается в исполнение
мелодий на народных инструментах); использует их в игровой деятельности;
 Активно участвует в фольклорных праздниках и развлечениях;
 Активно включается бурятские народные игры; способен сам предложить и организовать
знакомую народную игру;
 Может назвать народные промыслы Бурятии (изготовление изделий из меха, кожи, чеканка по
металлу, серебру, резьба по дереву), с небольшой помощью взрослого рассказать о них
(название, особенности); имеет представление о деревянной резьбе, её значении и мотивах;
использует простейшие элементы орнамента народных промыслов для декоративного
оформления предметов в рисовании и лепке;
 Может назвать некоторые исторические достопримечательности с. Нижняя Иволга, связать их
с историческими событиями нашей страны;
 Имеет представление о видах труда населения нашего села; может рассказать о профессиях
близких родственников; активно включается в социально-значимые трудовые процессы
(благоустройство территории детского сада, своего двора; подготовка подарков и сувениров
для старших членов семьи, младших дошкольников и т.д.).
К семи годам:
5

 Ребёнок имеет представление о народном календаре, некоторых обычаях бурят и русских;
обрядах с ними связанных; проявляет активность при участии в фольклорных и календарных
праздниках; может назвать некоторые народные приметы, связанные с явлениями природы;
 Может рассказать о народных промыслах Бурятии;
 Способен отличить русский, бурятский народный костюм от костюмов народов других
национальностей;
 Имеет представление о народном зодчестве;
 Использует
мотивы народных промыслов, декора в продуктивной деятельности;
 Может рассказать легенду, связанную с названием и историей родного района;
 Может назвать некоторые учреждения с. Нижняя-Иволга, рассказать о профессиях людей,
которые там работают;
 Отражает свои впечатления о малой родине в предполагаемой деятельности (рассказывает,
изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);
 Проявляет интерес к поисковой деятельности и коллекционированию.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Сформирован: Ребёнок проявляет активный познавательный интерес к особенностям родного края.
Имеет представления о народных промыслах. Знает традиции и обычаи коренных народов. По памяти
может произвести стихотворения, назвать художников и их картины, без труда называют улицы и
памятники своей малой родины, столицы Бурятии. Свободно ориентируется в растительном и животном
мире Бурятии.
Частично сформирован: Ребёнок имеет представления о родном крае, но запас его знаний
недостаточный, проявляет интерес. Свободно ориентируется в представителях растительного и
животного мира, но затрудняется назвать художников Бурятии, поэтов, композиторов, их произведения.
Недостаточно хорошо владеет знаниями о народных промыслах и умельцах. Проявляет интерес к
обычаям и традициям народов.
Не сформирован: Ребёнок не проявляет интереса к истории родного края, плохо ориентируется в
особенностях родной местности, не знает традиций и обычаев, не называет улицы, памятники
архитектуры, не может назвать поэтов, композиторов, художников, затрудняется назвать
представителей растительного и животного мира.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности по освоению Программы состоит из четырёх
направлений.
Первое направление: «Краеведение»
Цель: Дать детям понятие малой родины. Систематизировать и расширить знания детей о
родном крае.
Задачи:
1.Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, символикой и
населенными пунктами Бурятии.
2.Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение, устанавливать причинно-следственные
связи.
3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе
родного края.
Второе направление: «Бытовая культура»
Цель: Познакомить детей с традиционно бытовой культурой народов Бурятии.
Задачи:
6

1.Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Бурятии, дать понятие о ремёслах
и промыслах.
2.Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение.
3.Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Бурятии и восхищение их
мастерством.
Третье направление: «Традиции и обычаи»
Цель: Познакомить с коренными народами Бурятии и дать представление об их традициях и
обычаях.
Задачи:
1.Познакомить с обычаями и праздниками народов Бурятии, обогатить представление детей о
народных играх.
2.Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение.
3.Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям
и обычаям народов Бурятии.
Четвёртое направление: «Искусство»
Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях.
Задачи:
1.Углублять и расширять знания детей об известных людях Бурятии и их творчестве, о
декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве родного края.
2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение.
3.Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений
искусства.
2.1.2. Формы работы по ознакомлению дошкольников с национально-региональным
компонентом:
•
непосредственно образовательная деятельность
•
чтение художественной литературы с последующим обсуждением;
•
рассматривание картин с последующим обсуждением;
•
просмотр и обсуждение презентаций;
•
художественно-творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование,
аппликация);
•
беседы с детьми;
•
ситуации;
•
свободное общение;
•
игры (дидактические, подвижные, театрализованные, игры-путешествия и др.);
•
целевые прогулки;
•
экскурсии;

•
•
•
•

интерактивные экскурсии;
тематические вечера;
досуги;
проектная деятельность.
В образовательном процессе ДОУ нашли отражение вопросы воспитания в системе образования
России:

•

диалог с самим собой: воспитание позитивного самоощущения, самоотношения,
самоуважения ребенка-дошкольника;
7

•

диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и
взаимодействия;
•
диалог с социумом: позитивная социализация, воспитание общей культуры,
гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок,
норм, правил социальной жизни;

•

диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма, становление
эстетического отношения к окружающему миру;
•
диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее
заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Воспитание дошкольника обеспечивается созданием единого воспитательного пространства
региона, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной
жизни.
2.1.3. Взаимодействие с родителями
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в
детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое
значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной
деятельности.
Проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День
Победы – светлый праздник», «Нижняя Иволга - мой родное место, где я живу» - альбомы, фотографии.

8

Октябрь

Сентябрь

Сроки

2.1.4. Перспективный план по национально – региональному компоненту
Формы работы с детьми
2 группа раннего
младшая гр.
Средняя гр.
Старшая гр.
возраста
1.Беседа на тему:
1.Беседа о национальном
1.Беседа «Наша малая
1.Рассматривание
«Что такое
бурятском костюме.
родина – Бурятия».
альбома «Моё
детский сад?»
2.Рассматривание
2.Беседа «Улан – Удэ
любимое село».
2.Беседа на тему:
картинок с
– столица нашей
Достопримечательнос
«Улицы нашего
изображением
республики».
ти и значимые
села».
бурятского
3.Рассматривание
объекты
3.Прослушивание
национального костюма.
альбома «Улан – Удэ»
1.
Беседа
«Моё
песен о родном
3.Дидактическая игра:
4. Подвижная игра
село Нижняя-Иволга»
крае.
«Оденем куклу в
«Иголка, нитка,
3.Чтение
4.Конструирован
бурятский костюм»
узелок» (Зун. утахан,
стихотворения
ие «Улица села».
4.Беседа на тему: «Стоит
зангилаа)
Д.Ухинова «Моя
изба из кирпича, то
5. Рассматривание
Иволга»
холодна, то горяча»
альбома
4. Рисование «Улицы
(домашняя утварь:
«Многонациональная
родного города»
печка, чугунок, ухват,
Бурятия».
5. Рассказ
кочерга)
воспитателя
5.Беседа: «Петушок –
«Многонациональная
золотой гребешок»
Бурятия»
6.Заучивание потешки
6. Русская народная
«Как у нашего кота…»
игра «Колечко,
колечко»
1.Рассматривание
иллюстраций на
тему: «Осень
золотая».
2.Беседа на тему:
«Мой любимое
село».
3.Заучивание
потешек
«Водичка-

1.Беседа на тему:
«Моя родная
Бурятия»
2.Рассматривание
фотографий с
изображением
достопримечательностей
Бурятии.
3.Чтение бурятской
сказки: «Богатырь
«Байкал»

1.Беседа «Дикие
животные нашего
края»
2.Экскурсия в музей
Природы Бурятии.
3.Лепка «Животные
нашего края».
4.
Рассматриван
ие альбома
«Животный мир
Бурятии».

1 Беседа «История
происхождения бурят»
2. Национальные
костюмы бурят.
Бурятская кухня.
3.
Бурятские
имена. Что они
означают?
4.
Бурятские
пословицы и
поговорки.

Подготовительная гр.
1.Рассматривание
альбомов: «Баргузинский
заповедник», «Родная
Бурятия», «Священный
Байкал»,
общегеографической
карты Бурятии.
2. Беседа «Республика
Бурятия»
3.Заучивание «У нас
кристальная река»
4.Подвижная игра «Волк
и ягнята» (Шоно ба
хурьгад)
5.
Беседа
«Дружная
семья народов Бурятии»
(познакомить с народами
проживающими
в
Бурятии)
6.
Русская народная
игра «Удар по
верѐвочке»
1.
Рассматривание
альбома «Мой
любимыйулус».
2.
Беседа «Мой
любимый улус»
3.Чтение стихотворения
Г.П.Молокова «У нас
кристальная река»
4. Рисование «Улицы
родного села »

Декабрь

Ноябрь

водичка», «Расти,
коса, до пояса».
4.Игра «Кто, где
работает?».

1.Осень на
участке детского
сада (прогулка).
2.Рисование на
тему: «Моя
улица».
3.Рассматривание
народной
игрушки
«Матрёшка».
4.Беседа с детьми
на тему: «Мой
адрес».

1.Заучивание
потешек «Котиккоток», «Кошка
Мурка», «СорокаВорона».

4.Чтение потешек
«Кисонька мурысонька,
«Пошѐл котик на торжок»
5.«Милости просим,
гости дорогие»
(рассматривание
изображения русской
избы)
6.Чтение русской
народной сказки
«Колобок»
1.Беседа на тему «Село,,в
которой я живу»
2.Рассматривание
фотографий с
изображением с. Нижняя
Иволга.
3.Подвижная игра:
«Волк и ягнята»
(Шоно ба хурьгад)
4. Заучивание потешки
«Водичка, водичка, умой
мое личико»
Русская народная
игра: «Зайки»
5.
Знакомство детей с
колыбелькой (люлькой,
зыбкой) и колыбельными
песнями
1.Беседа на тему:
«Растительный мир
Бурятии»
2.Рассматривание

5.

Русская
народная игра
«Гуси».

5.

Бурятский
орнамент. Рисование
бурятских орнаментов.
6.
Беседа
«Устройство русской
избы» (ознакомление с
домашней утварью)

5.Беседа «Домашняя
утварь русских»
6.
Беседа «Домашняя
утварь бурят»
(рассматривание альбомов)
7.
Рассматривание
иллюстраций о истории
у.Тэгда

1.Беседа «Деревья и
кустарники нашего
края».
2.
Рисование
«Растения родного
края».
3.
«Подарки
осени» изготовление
поделок с
использованием
природного материала
нашего леса.
4. Подвижная игра
«Ищите палочку»
(Модо бэдэрхэ)
5.Беседа «Русские
народные игры»

1. Беседа «Республика
Бурятия»
2.Рассматривание
альбомов «Родная
Бурятия»,
«Священный Байкал»,
3.Слушание гимна
Иволгинского оайона
4. Беседа «Быт и
обычаи татар »
5.Подвижная игра
«Волк и ягнята» (Шоно
ба хурьгад)
6.Чтение русск.
нар.сказки
«Хаврошечка»

1.Беседа о
бурятских народных
сказках.
2.Знакомство
бурятской народной

1. Государственный
флаг, герб, гимн
республики Бурятии.
2. Рисование флага
Бурятии.

1. Государственный
флаг, герб, гимн
республики Бурятии.
2. Рисование флага
Бурятии.
3.Заучивание
Государственного гимна
республики Бурятия «О
родной земле» Д.
Жалсараев.
4.Подвижная игра
«Иголка, нитка, узелок»
(Зун. утахан, зангилаа)
5. Чтение русской
н6ародной сказки «Илья
Муромец и Соловей –
разбойник»
6. Рассматривание
иллюстраций к русским
народным сказкам
1. Рассматривание
открыток о Байкале.
2. Беседа «Славное
море, священный
Байкал».
10

Январь

2.Знакомство с
народными
музыкальными
инструментами.
3.Чтение русской
народной сказки
«Колобок».
4.
.Рассматривание
фотографий с
изображением
значимых
объектов в селе.

картинок с
изображением
растений.
3.Чтение бурятской
сказки: «Девица
Шурэлдэхэн»
4.Чтение сказки
«Снегурушка и лиса»
4.
Уж ты, зимушка
зима (знакомство с
зимней одеждой: тулуп,
рукавицы, валенки,
шаль ) 6. Знакомство
детей с самоваром, его
предназначением.

сказкой «Четверо
дружных» из серии
«Сказки дедушки
Данзана».
3. Подвижная
игра «Верблюд ловит
верблюжонка»
4. Чтение русской
народной сказки:
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»

1.Беседа на
тему: «Кто
живёт в лесу?».
2. Зимующие
птицы нашего
района
3.Зима на
участке
детского сада
(прогулка).
4. Кукольный
спектакль
«Репка».

1.Беседа на тему:
«Животные Бурятии»
2.Рассматривание
картинок с
изображением
животных Бурятии.
3.Чтение бурятской
сказки: «Снег и заяц»
4.«Пришла коляда –
открывай ворота»
(познакомить детей с
праздником
Рождеством)
5.«Хозяйкины
помощницы»
(знакомство детей с
предметами обихода,
рассказать об их
предназначении) 6.
Инсценировка русской

1.Знакомство с
бурятской народной
сказкой «Бээлэй»
(«Рукавичка»).
2.Драматизация
сказки «Бээлэй».
3.Аппликация по
сказке «Бээлэй».
4.
Чтение русской
народной сказки:
«Жихарка»,
«Зимовье».
5.
Рисование по
сказкам:
«Жихарка»,
«Зимовьѐ»
(по выбору детей)

3.Заучивание
Государственного
гимна республики
Бурятия «О родной
земле» Д.Жалсараев.
4.Подвижная игра
«Иголка, нитка,
узелок»
(Зун. утахан,
зангилаа)
5. Чтение
стихотворения
С. Кобысова «Гости»
6. Русская народная
игра «Деревянные
бабки»
1. Рассматривание
открыток о
Байкале.
2. Беседа «Славное
море, священный
Байкал».
3.Животный мир
Байкала.
3.Чтение «Легенда о
Байкале и Ангаре».
4. Беседа «История
возникновения
русской игрушки»
(матрѐшка,
дергунчики и др.)
5.
Подвижная
игра
«Ищите палочку»
(Модобэдэрхэ)

3.Чтение «Легенда о
Байкале и Ангаре»
4 Подвижная игра
«Ищите палочку»
(Модобэдэрхэ)
5.Беседа «Старинные
праздники русского
народа»
6. Беседа «Истоки
народных промыслов
русского и бурятского
народов»
7.Чтение русской
народной сказки
«Снегурочка»
1 .Беседа «История
происхождения бурят»
2. Национальные
костюмы бурят.
3.
Бурятские имена.
Что они означают?
4.
Бурятские
пословицы и поговорки.
5. Беседа
«Традиционные
праздники бурятского
народа»
6. Русская народная игра
«Бой петухов»
7.Чтение русской
народной сказки «Не
плюй в колодец –
пригодиться воды
напиться»
11

Февраль

народной сказки
«Репка»
1.Зима в родном
селе.
2.Совместное
рисование
родителей и
детей на тему:
«Дом, в котором
я живу».
3.Знакомствао с
русской народной
игрой «Жмурки».
4.Мы рисуем
сказку.

1.Беседа на тему:
«Национальный праздник
Сагаалган»
2.Подвижная игра:
«Верблюд ловит
верблюжонка»
3.Поздравительная
открытка «Сагаалганаар»
4.Чтение бурятской
сказки: «Медведь»
5. «Масленица годовая –
наша гостьюшка дорогая»
6. Показ русской
народной сказки на
фланелеграфе: «Маша и
медведь»

Чтение
русской народной
сказки «Никита
Кожемяка»
1.Беседа «Народный
праздник Сагаалган
или Новый год по
лунному календарю».
2.Знакомство с
бурятскими поэтами
(Ц.Номтоев, В
Абидуев, Х.
Намсараев) и
художниками.(Г.Г.Вас
ильев, А.В.Казанский).
3. Знакомство с
музыкальными
инструментами бурят (
хучир, ятаг, лимба).
4. Заучивание песни
«Сагаалган».
Подвижная игра
«Бэлэг»
5.
Рассматривание
иллюстраций
«Национальный
костюм русских и
бурят»
6.

1.Беседа о празднике
«Сагаалган»
(традиции, обычаи).
2.Рассматривание
альбома «Белая пища
на Сагаалган».
3.Поделки из солѐного
теста «Подарки на
Сагаалган».
4.Подвижная игра
«Волк и ягнята» (Шоно
ба хурьгад)
5. аппликация
«Украшение
рукавички»

Беседа «Народный
праздник Сагаалган или
Новый год по лунному
календарю».
2.
Знакомство
с
музыкальными
инструментами
бурят
(хучир, ятаг, лимба).
3. Заучивание песни
«Сагаалган».
4 Подвижная игра
«Бэлэг»
5.Беседа «Знакомство с
русскими народными
играми».
6.
Знакомство
с
русскими
потешками,
закличками.
7.Знакомство с песенным
творчеством русских и
бурят.
8.Беседа « Кто такой
Будда?».
9.Древние заповеди и
советы буддизма.
10. Лунный календарь
11. Чтение «Сказка о
буддийском времени» (по
мотивам бурятских
легенд). Баяр Жигмытов.
1.

12

Март
Апрель

1.Чтение
стихотворений
поэта долины
Иволги
2. «Масленница»
3.Прослушивание
Гимна России.
4.Разучивание
русской народной
игры «Ручеёк».

1.Прослушивание
русских народных
песен.
2.Транспорт
родного улуса
3.Рассматривание
изделий с
вышивкой
«Традиции моей
прабабушки»
4. Чтение
народных
пословиц и
поговорок

1.Беседа на тему:
«Жилище бурят»
2.Рассматривание
картинок с изображением
юрты.
3.Рисование на тему:
«Юрта»
4. Аппликация на тему:
«Курочка
Ряба»
5. Чтение сказки:
«Три медведя»
6. «Трень-брень,
гусельки» (знакомство
с русскими
музыкальными
инструментами)
1.Рассматривание
картинок с изображением
бурятского орнамента.
2.Бурятские пословицы и
поговорки.
3.Аппликация:
«Орнамент»
4. Рисование на тему:
«Репка»
«Сорока-белобока кашу
варила»
5. Инсценировка русской
народной сказки:
«Курочка
Ряба»

1.Беседа «Традиции и
обычаи русского
народа».
2.Проводы зимы,
встреча весны.
Широкая масленица.
3.Беседа «Птицы
нашего края».
4. Рисование «Птицы».
5. Чтение нанайской
сказки «Кукушка»

1.Красная книга
Бурятии.
Природа
Бурятии.
2.Звери и птицы
Бурятии.
3.Беседа
«Баргузинский
заповедник».
4. Подвижная игра
«Верблюд ловит
верблюжонка»
5. Русский праздник
«Широкая Масленица»
6. Русская народная
игра «Горелки»

1.Красная книга
Бурятии.
2.Звери и птицы
Бурятии.
3.Беседа «Баргузинский
заповедник».
4. Подвижная игра
«Верблюд ловит
верблюжонка»
5.Знакомство с
обрядовыми песнями
русского народа
«Коляда, Коляда»,
«Масленица, Масленица»
6. Развлечение
«Широкая Масленица»

1.Беседа «Водоѐмы
нашего края».
2.Беседа «Байкал –
жемчужина
родного края».
3.Рассматривание
альбома «Озеро
Байкал».
4.Рисование
«Обитатели
Байкала»
4.Рисование
«Пасхальные яйца»
5. Развлечение
«Светлая пасха»

1.Беседа «Полезные
ископаемые Бурятии».
2. «Чудеса из дерева»
(что можно сделать из
дерева: народные
промыслы русских и
бурят).
3.
Знакомство
с
первым
учѐным
Бурятии Д. Банзаровым.
4.
Беседа
«Где
трудятся родители?»
5.
Подвижная игра
«Бабки-лодыжки»
(Шагай наадан)
6. Чтение
бурятских сказок

1.

Знакомство
с
творчеством
бурятских
художников
(Г.Г.Васильев,
А.В.Казанский).
2.
Бурятский орнамент
в
творчестве
Лубсана
Доржиева.
3.
Рисование
бурятских орнаментов.
4.
Бурятские
пословицы и поговорки
5.
Развлечение
«Светлая
Пасха»
6.
Рисование
«Пасхальное яйцо»
7. Русская народная
игра «Лапта»
13

Май

1.Дымковские
игрушки
2.Весна на
участке детского
сада (прогулка).
3.Разучивание
игры «Салочки»
4.Времена года.

1.Беседа на тему: «В гости
в дацан».
2.Рассматривание
картинок с изображением
дацана.
3.Подвижная игра:
«Ищите палочку»
(Модо бэдэрхэ)
4. «Солнышко,
нарядись, красное,
покажись» (разучивание
потешек)
5. Чтение русской
народной сказки:
«Гуси – лебеди»

1.Беседа на тему:
«Жилище бурят».
2.Рассматривание
картинок с
изображением юрты.
3.рассматривание
альбома «Бурятский
орнамент».
4.Рисование «Украсим
халат»
5. Слушание бурятских
и русских народных
песен.

Беседа
«Мы
помним-беседа
о
участниках ВОВ –
тэгдинцев)
2.Знакомство с героем
Великой
Отечественной войны
(Афанасьев Н.С.)
3.Памятники воинам
Бурятии
7. Экскурсия к
памятнику
4.Чтение произведений
о героях ВОВ
5. Фотовыставка
хроники военных лет.
6.Рисование «Я, ты, он,
она – вместе дружная
семья»
7.Русская народная
игра «Городки»
1.

1.Беседа «Мы помнимбеседа о участниках ВОВ
–иволгинцев)
2.Знакомство с
тружениками тыла,
Героями СВО.
5.Беседа «Герои Великой
Отечественной войны
Бурятии» ( И.В. Балдынов,
В.Б.Борсоев, Ж.Е. Тулаев).
6.Экскурсия в
школьный музей.
7. Экскурсия к памятнику
8.Русская народная игра
«Горелки»

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда.
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко
используем предметно-пространственную развивающую среду.
Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора
педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов,
стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы
привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет
успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
- В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в
соответствии с региональным компонентом и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы,
методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток, фотографии и т.
д.
- В старшей - подготовительной группе - патриотический уголок.
В рекреации детского сада функционирует мини-музей «Юрта», целью которого является
представление традиционной культуры бурятского народа. Подбором предметов бурятского
быта занимались педагоги и сотрудники сада. Ежегодно мини-музей пополняется интересными
экспонатами, которые попадают к нам из разных мест.
Совместно с МОУ «Нижнеиволгинская СОШ» разработан и реализуется план
преемственности, включающий в себя посещение краеведческого музея школы.
3.1.2. Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают
народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарнообрядовым праздникам:
Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
Приобщаем детей к русской праздничной культуре.
Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества,
День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения
детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения,
формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам. просмотры спектаклей,
участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество»,
«Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном улусе, о
творческих людях и коллективах.
3.1.3. Программно-методическое обеспечение Программы.
1.учебно-методическое пособие «Национально-культурные ценности Бурятии в
воспитании детей дошкольного возраста» З.И.Пазниковой. Р.И.Карповой, С.А.Ступиной. УланУдэ. Изд-во «Белиг», 2006.
2.«У Байкала мы живём» З.И. Пазникова ,Е.А.Швейкина. Рабочая тетрадь по
ознакомлению детей с культурой народов Бурятии.
3. Интернет источники: Опыт работы ДОУ г. Липецка по теме «Региональный компонент
содержания образования детей в ДОУ»
4. «Мой край родной» .Сборник стихов иволгинских поэтов.
5. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки. Загадки и детский фольклор –
М., 1957.

15

6. Лопсонова З.Б, Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной
культуры бурят. Улан-Удэ. Изд-во «Белиг», 2006.

16


Наверх

День здоровья

Физкультура - это класс! Все здоровые у нас!

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».