02.09.2022
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для
малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагирует на детский сад плачем.
Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед
входом в группу.
Адаптационные процессы
охватывают три стороны: ребенка, его родителей
и педагогов. От того, насколько каждый
готов пережить адаптацию,
зависит конечный результат - спокойный ребенок, с
удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать
сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в
буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому
взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к
УДО сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими
изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со
взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• изменения в двигательной активности, которая либо
падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания.
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад
по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными
потребностями семьи, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку
человеке. Именно тревоги, а не безграничной
радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского
сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского
сада;
• начинается «маркетинг
в песочнице» (разговоры
с гуляющими мамами на детской площадке);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка,
причем не только к культурно-гигиеническим, но и к поведенческим;
• в общении с ребенком и
друг с другом появляются слова «детский
сад» и «воспитательница».
И вот малыш в детском
саду. Начинается непростой период адаптации к
новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку
и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с
обеспечением жизнедеятельности ребенка;
• повышенное внимание к педагогам.
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30
дней);
• среднюю (30-60
дней);
• тяжелую (от
2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в УДО,
переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято
считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и
восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не
плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все
охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы,
следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него
появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает
забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые
достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная двигательная
активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском
саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к
изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка
детский сад, несомненно, является новым, неизведанным
пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится
приспосабливаться.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют
следующие факторы:
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского
сада;
Существуют
определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки.
• Режим. Ребенку бывает
сложно принять нормы и правила жизни группы.
• Психологическая неготовность ребенка
к детскому саду.
• Отсутствие навыков самообслуживания.
• Избыток впечатлений. В УДО малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого
- нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие у ребенка своеобразных
привычек.
К моменту поступления в детский
сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Ребенок должен уметь сам есть, одеваться,
раздеваться.
Ребенок должен уметь самостоятельно играть,
убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься,
выражать свои мысли чувства и желания вербально.
Самым главным навыком является, конечно, умение
взаимодействовать в коллективе. Ребенок
должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять
требования воспитателя.
К сожалению, иногда родители совершают
серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию
ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он
плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он
обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого
возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы
обязательно придете.
• Нельзя пугать детским
садом. Место, которым пугают, никогда не станет
ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают
плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка,
говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться
в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет
нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому
близкому человеку.
Объяснять ребенку, что
мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны
поддерживать в ребенке уверенность, что
он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад.
Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка
в сад.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• необходимо заранее создавать дома для ребенка
режим дня, соответствующий режиму УДО.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском
саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать
постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять
на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка
о том, как прошел день, какие он получил
впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных
моментах, так как именно родители такими
короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к УДО.
• Желательно укладывать ребенка
спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном,
поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с
собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в
УДО, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку
пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти
в детский сад. Все
это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдавая ребенка в УДО, родители могут
столкнуться с трудностями:
• в первую очередь, это неготовность родителей к
негативной реакции ребенка на УДО. Родители бывают
напуганы плаксивостью ребенка,
растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский
сад. Плаксивость – нормальное состояние
дошкольника в период адаптации. При
терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкой родителей является
обвинение и наказание ребенка за слезы. Это
не выход из ситуации.
• ребенок может
привыкать к садику 2-3 месяца.
• сами родители должны
психологически быть готовы к посещению ребенком
УДО. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в
этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она
все так же рядом.
• когда ребенок начинает
весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный
знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный
период, сказать трудно, потому что все дети
проходят его по-разному. Но привыкание к УДО – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка,
помогать ему преодолевать трудности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.09.2022
Дата обновления: 02.09.2022
Дата публикации: 02.09.2022