31.10.2024
01.09.2021
Экспериментальная
группа по погружению в бурятскую языковую среду
в МАДОУ детский сад «Хараасгай» Иволгинского
района.
В Республике
Бурятия для сохранения и популяризации бурятского языка проводится огромная
работа. В целях реализации языковой политики в Республике Бурятия принимаются
различные нормативные правовые акты, такие как:
·
Государственная программа Республики Бурятия
«Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021-2030 годы»
(постановлением Правительства РБ № 816 от 28 декабря 2020 года (с изменениями
на 03.08.2022 г.);
·
Постановление Правительства Республики Бурятия № 228
от 08.05.2019 г. «О Стратегии развития бурятского языка на период до 2030
года»;
·
Указ Главы республики Бурятия №147 от 26 мая 2021 г.
об утверждении ежегодной премии главы РБ в области развития бурятского языка
«Yндэhэн хэлэнэй үлзы хэшэг» - «Священный дар родного языка»
Проблема
сохранения и развития бурятского языка все еще остается актуальной. Среди детей
дошкольного и школьного возраста, а также молодежи, продолжается процесс
сокращения количества владеющих бурятским языком.
Во многих
дошкольных учреждениях республики есть творческие, с интересными наработками
учителя бурятского языка, но практика показывает, что результаты носят
эпизодический характер, поскольку дети осваивают лишь лексические единицы и
фразы по определенным темам, т.е. навыки владения родным языком носят
фрагментарный характер. К сожалению, такая ситуация не формирует у детей самого
главного – связной речи на бурятском языке.
Другой причиной в сложившейся
ситуации является то, что в современной молодой семье с детьми дошкольного
возраста функциональным языком продолжает оставаться русский язык. Речевая
среда в детском саду, в окружающем пространстве вне дошкольного учреждения и
семьи - также русскоязычная.
В
МАДОУ детский сад «Хараасгай» 250 воспитанников, из них 93% бурятской
национальности. Большая часть воспитанников не понимают и не говорят на
бурятском языке. Поэтому было принято решение: открыть экспериментальную группу
по погружению в бурятскую языковую среду. По приказу ДОО воспитателем
экспериментальной группы назначена Намсараева Алена Игоревна, воспитатель
первой квалификационной категории.
Погружение детей дошкольного
возраста в бурятскую языковую среду в МАДОУ детский сад «Хараасгай» проводится в соответствии с рабочей
программой «Хонхохон» и парциальной
программой «Алтан хараасгайхан», разработанной учителем бурятского языка Бадмажаповой
Б.Б.
В экспериментальной группе все
режимные моменты, занятия, мероприятия, спектакли, сюжетно-ролевые игры
проводятся на бурятском языке.
Цель: создание
условий, способствующих развитию речи на бурятском языке детей дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности.
Задачи работы:
- Развить устойчивый интерес
к театрально-игровой деятельности;
-
Обогащать словарь детей на бурятском языке, активизировать его;
-
Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
-
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
-
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами
игрушками.
-
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную
интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
-
Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании
коллективной деятельности.
При составлении рабочих программ
учтены концептуальные положения
основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, а также
федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая
реализуется в ДОУ. Погружение в
бурятскую языковую среду в ДОУ рассматривается как компонент общего, языкового
и речевого развития ребенка.
При реализации монолингвальной
речевой развивающей среды на бурятском языке необходима работа с
нормативно-правовыми документами учреждения (внесение изменений и дополнений):
1. Положение о
системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Разработана система показателей, характеризующих качество речевого развития
детей на бурятском языке в экспериментальных группах. Система показателей
качества речевого развития детей экспериментальных групп разработана в
соответствии с требованиями Закона об образовании, регулирующими работу
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного
образования, основана на требованиях ФГОС ДО.
По организационному обеспечению:
1. Договор
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников в части языка обучения и воспитания. На основании Закона
Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991
г. N1807-1, Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от
13 декабря 2013 г. N240-V языком обучения и воспитания является бурятский язык;
2. Создание
дорожной карты реализации инновационного проекта «Монолингвальная речевая
развивающая среда в ДОУ на бурятском языке» в соответствии ФГОС ДО и издание
приказа об ее утверждении;
3. Приказ о
создании в образовательном учреждении экспериментальной группы по погружению в
бурятскую языковую среду.
По кадровому обеспечению:
1. Вносятся
дополнительным соглашением изменения в Должностные инструкции работников
образовательного учреждения;
2. Создается и
утверждается график повышения квалификации педагогических и руководящих
работников образовательного учреждения в связи с инновационной деятельностью по
развитию и сохранению бурятского языка.
По финансовому обеспечению:
1. Положение об
оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного
учреждения (вносятся изменения в части надбавки 15% от оклада за работу по
погружению в языковую среду.
2. Положение о
распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного
учреждения.
Немаловажным фактором является
создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой), их интеграция и
творческая организация (креативность).
Это, прежде всего,
предметно-пространственная среда. Пространство и его оснащение открывает
воспитанникам широкий круг разнообразных возможностей по развитию словарного
запаса, оформление пространства группы содействует активизации словарного запаса.
Например, на шкафы наклеены этикетки с надписями, на стенах размещены
иллюстрации с подписями, представлены образцы детского творчества, доступны для
рассматривания в письменной форме итоги совместного планирования с детьми и пр.
Детям в группе доступны различные материалы и оборудование для развития
словарного запаса. Например, если изучаются насекомые, то детям доступны
фигурки насекомых, которые можно подержать в руках и поговорить о них, книги o
насекомых и пр. В группах имеется необходимое стилизованное оформление.
Детям в группе доступны различные материалы и оборудование для развития
речевого слуха. Напр., детям в группе доступны обычные и звучащие книжки,
игрушки, аудиозаписи на различных носителях, музыкальные инструменты.
Разработаны наглядные материалы, мнемотаблицы, опорные схемы.
В целях
повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса на бурятском
языке привлекается родительское сообщество. Проходят мастер классы с участием
родителей. Также шьются национальные костюмы к утренникам.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид
детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе
и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые
образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное
наслаждение.
Почему театральная деятельность может помочь в
повышении уровня речи детей на бурятском языке?
Потому, что
театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного
запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство
родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и
интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить
чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,
эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения,
логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика,
жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в
атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
В своей работе, решая задачу развития речи на бурятском
языке детей дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем
все виды театров: кукольный, пальчиковый, теневой и драматический.
Театрализованная
деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Чаще всего, говоря о театрализованной
деятельности, я имею ввиду наиболее ее яркие продукты - инсценировки,
спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников
и развлечений.